Сиро-малабарская католическая церковь


Сиро-малабарская католическая церковь (лат. Ecclesia Syrorum Malabarensium или Ecclesia Syro-Malabarensis; сир. ܥܸܕܬܵܐ ܩܵܬܘܿܠܝܼܩܝܼ ܕܡܲܠܲܒܵܪ ܣܘܼܪܝܵܝܵܐ‎‎, Edta Qatholiqi D'Malabar Suryaya) — одна из восточнокатолических церквей sui iuris (своего права). Одна из четырёх восточнокатолических церквей, имеющих статус Верховного архиепископства. Сиро-Малабарская Церковь Индии является второй (после УГКЦ) восточно-католической Церковью по количеству верующих[2]. Церковь распространена, главным образом, в Индии и среди индийской диаспоры по всему миру. Сиро-малабарская церковь — самая многочисленная из церквей, восходящих к древней индийской христианской общине, известной как христиане Апостола Фомы. Сиро-малабарскую церковь не следует путать с другой восточнокатолической церковью, также имеющей индийское происхождение — сиро-маланкарской. Церковь придерживается восточно-сирийского (халдейского) литургического обряда (кроме сиро-малабарской церкви этот обряд используется также Халдейской католической церковью и Ассирийской церковью Востока).

Согласно церковному преданию Благую весть в Индию принёс апостол Фома. По преданию святой Фома высадился на Малабарском побережье (современный штат Керала) в юго-западной части полуострова Индостан около 52 года н. э. Фома проповедовал Евангелие в различных провинциях Индии, а в 72 году принял мученическую смерть в городе Мелипура (совр. Ченнаи, ранее Мадрас) — был проткнут кольями[3].

Традиция говорит о постройке апостолом семи церквей в городах Кералы — Кодунгалооре, Ниранаме, Колламе, Чайале, Коттакаву, Коккамангаламе и Палайюре. В этих городах ещё до христианской эры существовали еврейские колонии, и поначалу, состав первых христианских общин в этих городах был смешанным, в них входили обращённые иудеи и местные жители.

С первых столетий нашей эры малабарские христиане тесно взаимодействовали с христианскими общинами, которые затем образовали несторианскую Ассирийскую церковь Востока. Это привело к тому, что индийские христиане использовали в литургической жизни восточно-сирийский или халдейский обряд, как и Ассирийская церковь Востока, хотя и привнесли в него некоторые свои черты.

В IV веке из Персии в юго-западную Индию мигрировало большое количество христиан. Выходцев из Персии среди малабарских христиан традиционно именовали Хананиты или Южане, в то время как коренных христиан-индусов — Северяне. Это деление сохранилось в сиро-малабарской католической церкви до настоящего времени, представители этих групп принадлежат к различным епархиям[4].