Ассирийская церковь Востока


Ассири́йская Це́рковь Восто́ка (Сиро-Персидская Церковь; официальное название: Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока, арам. ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ) — христианская церковь восточно-сирийского обряда, одна из доэфесских церквей, возникшая среди арамеоязычного населения Месопотамии в I веке.

В литературе обычно утверждается, что Сиро-персидская церковь придерживается несторианства[1]. Следует, однако, учитывать, что ни учение Нестория, зафиксированное в его сочинениях, ни отличающееся от него учение Сиро-персидской церкви не идентичны учению, которое под названием несторианства было осуждено на Третьем вселенском соборе в Эфесе[2]. Христологическая формула, принимаемая этой Церковью, — «Две природы, две кномы (конкретные реализации природ), в одном лице и одной воле Христа» — сформулирована в VII веке Бавваем Великим[3][4].

При том, что этническим ядром церкви Персии всегда являлись восточные сирийцы, в древности эта церковь исповедовала своеобразную кафолическую экклесиологию, разделяющую весь мир на две части (по границе между Римской и Персидской империями), и считала своей канонической территорией весь Восток. Такое разделение отражено как в названии церкви — «Церковь Востока», так и в титуле первоиерарха — «католикос Востока», который был принят в 310 году епископом СелевкииКтесифона бар Гаггайем. Эта доктрина официально закреплена и подтверждена представителями Римо-византийской церкви в 410 году, на соборе, проходившем под председательством католикоса Мар Исхака, созванном для принятия решений Первого вселенского собора. На этом соборе, с одобрения византийского посла Маруты, католикос Церкви Востока был назван «Католикосом и главой епископов всего Востока». Соответственно, на титул «патриарха Запада» претендовали епископы Рима, что и было включено в перечень их титулов. Однако такое разделение было устранено последующей историей, когда АЦВ, охватившая своими епархиями весь Восток, вплоть до Японии, потеряла все эти территории, вновь ограничившись практически одним только восточно-сирийским этносом Месопотамии, а Римская церковь, напротив, усилилась и распространила своё влияние на весь мир.