Восточно-сирийский обряд


Восто́чно-сири́йский обря́д (в русской литературе часто — восто́чно-си́рский обря́д) — христианское богослужение, сохранившееся в дохалкидонской Ассирийской церкви Востока и в отделившихся от неё Восточнокатолических церквях: Халдейской и Сиро-Малабарской, а также среди части маронитов, оказал он влияние и на преобладающий среди маронитов обряд. Имеет характерные особенности особенностями в литургике, структуре таинств, церковном календаре.

Восточно-сирийский обряд сложился в первые века христианства на территории Парфянской, а затем Сасанидской империи, на его развитие в силу ряда причин повлиял кафедральный обряд города Эдессы в восточной Сирии (сейчас Урфа в Турции). Предание Ассирийской церкви связывает её рождение с историей заочного общения Христа с правителем Эдессы Авгарем (см. Спас Нерукотворный), которого уже после Пятидесятницы крестил Фаддей, апостол от 70 (в местной транскрипции Аддаи). Вслед за этим из Палестины в Индию отправился апостол Фома, по пути проповедуя в Месопотамии, Ассирии и Персии. Проповедь Фомы в этих странах продолжили Фаддей и Марий (Мари), последнего Ассирийская церковь считает одним из 70 апостолов и первым епископом Ктесифона-Селевкии. С именами Фаддея и Мария (Аддаи и Мари) связывается одна из существующих литургий восточно-сирийского обряда. В последующие века известны многочисленные епархии на территории современных Ирака и Ирана, находившиеся в общении с антиохийскими епископами. Один из ассирийских епископов Иаков Низибийский участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее 325 года.

Ассирийская церковь претерпела многочисленные гонения от сасанидских правителей — зороастрийцев, в том числе, из-за того, что в своих подданных-христианах персидские правители видели возможных изменников в пользу уже христианской Римской (а затем Византийской) империи. В связи с этим в 410 году персидские епископы объявили о своей независимости от Антиохийской церкви и избрали своего католикоса — епископа Ктесифона-Селевкии. В 423 году собор в этом городе запретил всякие апелляции к антиохийскому архиепископу, учредив, тем самым, автокефальную Ассирийскую церковь.

К политическим причинам разделения затем прибавились доктринальные. В 449 году Феодосий Младший, во время борьбы с несторианством, изгнал из Эдессы ряд богословов, заподозренных в симпатии к ереси. Несторианские изгнанники нашли прибежище в Низибии, уже на персидской территории, где вокруг них сложилась богословская школа, ориентированная на традиционную антиохийскую и относившаяся с пиететом к наследию Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского и Нестория. Под влиянием этой школы в ответ на торжество миафизитов в Византии в 484 году собор епископов в Бет-Лапате впервые объявил о доктринальных различиях между ними и мелькитской (имперской, то есть Православной) церковью. В течение двух последующих веков в Ассирийской церкви происходило самостоятельное развитие её христологии и литургии, став одной из причин её изолированного положения в христианском мире.