Маронитский обряд


Маронитский обряд — один из восточных литургических обрядов, используемый в богослужении Маронитской католической церкви. Вместе с западно-сирийским обрядом принадлежит к западно-сирийской группе антиохийской литургической традиции.

Маронитский обряд восходит к древней богослужебной практике Антиохийской и Эдесской церквей. Исторический язык богослужения — сирийский. В настоящее время используется два литургических языка — арабский и сирийский. В период своего становления испытал сильное влияние иерусалимского богослужения, а также восточно-сирийского обряда. С 1215 года для евхаристии используется пресный хлеб. С XVI века в маронитский обряд проникли некоторые латинские черты, в настоящее время проводится постепенная реформа богослужения, направленная на очищение литургического обряда от излишних латинских заимствований.

В литургических облачениях прослеживаются как сирийские (как правило, сходные с византийскими), так и римские черты. Облачение священника составляют амикт, надеваемый поверх альбы, епитрахиль, поручи и фелонь. Епископская митра имеет латинскую форму. Патриарх, кроме прочего, носит омофор и тёмно-синий тюрбан.

На престоле маронитского храма находится таблит — деревянная или каменная плита, выполняющая те же функции, что и византийский антиминс. Звездица вытеснена латинской паллой, но покровцы и воздух аналогичны византийским; существуют специальные сосуды для омовения рук и евхаристической чаши.

В настоящее время в Маронитской церкви используется 6 анафор, все кроме анафоры «Шарар» имеют типично западно-сирийскую структуру. Анафора Шарар («Утверди»), она же анафора 12 апостолов, схожа с восточно-сирийской анафорой Фаддея и Мария. Существовавшее ранее большое разнообразие в вариантах установительных слов в настоящее время полностью ликвидировано и во всех анафорах используются установительные слова литургии 12 апостолов.

Структура всех западно-сирийских анафор имеет тип PSAEJ, где P-префация, S-Sanctus, A-анамнесис, E—эпиклеза, J—интерцессия.