Интерцессия (литургия)


Интерце́ссия или хода́тайственная молитва — часть ана́форы христианской литургии, присутствующая в большинстве исторических литургий, как западных, так и восточных. Суть интерцессии — ходатайственная молитва о Церкви, о властях, о живых и умерших.

Местоположение интерцессии сильно различается в разных литургических обрядах. В анафорах антиохийской традиции (византийский, западно-сирийский и армянский обряды) интерцессия расположена на последнем месте (тип анафоры — PSAEJ, где P-префация, S-Sanctus, A-анамнесис, E—эпиклеза, J—интерцессия), в восточно-сирийском (халдейском) обряде она следует между анамнесисом и эпиклезой (тип PSAJE), в александрийской (коптской) традиции она расположена в очень необычном месте — между префацией и Санктусом (тип PJSAE, во всех прочих обрядах Санктус следует непосредственно за префацией). В традиционном римском каноне существуют две интерцессии, следующие перед и после анамнесиса с установительными словами.

Характерная особенность древнего римского канона — две интерцессии, обрамляющие анамнесис с установительными словами. В первой акцент сделан на молитву о Церкви, включая поминовение Папы и правящего епископа и молитву за живых, во второй — на поминовение мёртвых. В обеих интерцессиях присутствуют списки святых, в первой интерцессии поминается также Приснодева Мария. Исторически вторая интерцессия с поминовением мёртвых в римском обряде присутствовала только в чине заупокойных месс, однако впоследствии вошла в чинопоследование регулярных литургий.

Помяни, Господи, чад Твоих ... и всех здесь собравшихся, чьи вера и благочестие Тебе ведомы; тех, за кого мы приносим Тебе эту жертву хваления, и приносящих её Тебе за себя и за ближних своих, во искупление душ, в надежде на спасение, и возносящих молитвы свои Тебе вечному, живому и истинному. В единстве со всею Церковью мы чтим прежде всего память славной Приснодевы Марии, Матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа; а также блаженного Иосифа, Её Обручника, и блаженных апостолов и мучеников Твоих: Петра и Павла, Андрея (Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддея, Лина, Клета, Климента, Сикста, Корнелия, Киприана, Лаврентия, Хрисогона, Иоанна и Павла, Косьмы и Дамиана) и всех святых Твоих; их заслугами и ходатайством даруй нам во всем Твою помощь и защиту.[1]

Помяни также, Господи, в мире усопших чад Твоих, нас предваривших со знамением веры. Молим Тебя, Господи, удостой их и всех во Христе почивающих места радости, света и покоя. И нам, грешным рабам Твоим, на безмерную милость Твою уповающим, даруй участие в общении со святыми Твоими апостолами и мучениками: с Иоанном, Стефаном, Матфеем, Варнавою, Игнатием, Александром, Маркеллином, Петром, Фелицитатой, Перпетуей, Агафией, Луцией, Агнией, Цецилией, Анастасией и всеми Святыми Твоими; к лику их причти нас не по заслугам нашим, но по великому милосердию Твоему.[1]