Феодор Мопсуестийский


Феодор Мопсуестийский (греч. Θεόδωρος Μοψουεστίας; около 350, Антиохия — 428, Мопсуестия близ Аданы, Киликия) — раннехристианский теолог и святой Церкви Востока. Епископ Мопсуестии[en] с 392 года, он был одним из наиболее значительных богословов Востока в послеоригеновский период и некоторое время главой антиохийской школы. Сочинения Феодора включены в 18-й том Patrologia Graeca. В 553 году на V Вселенском соборе предан анафеме.

Феодор Мопсуестийский был обращён в христианство своим ближайшим товарищем, святителем Иоанном Златоустом, с которым вместе обучался в школе ритора Ливания в Антиохии. Богословие Феодор изучал у Диодора Тарсийского. Закончив обучение, он и Иоанн приняли монашество, но Феодор через некоторое время оставил монастырь и только благодаря наставлениям Иоанна вернулся в него. В 383 году Феодор был рукоположён Флавианом I Антиохийским в пресвитера, а в 392 году в епископа.

Будучи острым мыслителем и блестящим оратором (на что указывают его недавно обнаруженные катехизисные поучения), Феодор отличался отточенным владением аристотелевой диалектикой и строгой аскетичностью. В христологии он развивал концепцию «двух сынов», утверждая, что не следует смешивать Божескую и человеческую природы во Христе, и иной — Сын Божий, и иной — Сын человеческий. Он говорил: «Мы не должны думать, что от Девы родился Бог. Не Бог Слово родился от Девы Марии, а тот, кто от семени Давидова» (то есть человек)[3], и не считал возможным объединение в одно лицо Божественного Логоса (который, по Феодору, является неизменяемым и неспособным к страданию) с совершенным человеком Иисусом, который был для Него подобием храма (как в храме пребывает Бог, так и в Иисусе — Божество). Таким образом, он явился предтечей несторианства. Затем, в человечестве Христа он признавал полное подобие нам, людям, и говорил, что и в Человеке Иисусе имела место борьба со страстями, и только после воскресения он стал неизменным. По Феодору, Иисус нуждался в руководстве Духа Божия, который направлял его к должному; «Бог Слово много возлюбил его (человека Иисуса); пребывая в нём, Бог Слово даровал ему бессмертную жизнь и, сделав его невредимым, бессмертным и неизменным, возвел на небо». Феодор делал также упор на изучение биографии и традиционных народных представлений о жизни Христа.