Система моды


Система моды — книга философа и семиотика Ролана Барта[1], впервые опубликованная в 1967 году[2]. Система моды считается классической работой Барта и одной из центральных работ структуралистского движения[3]. Барт рассматривает моду как знаковую систему, которая определяет особенности культуры и социальной системы второй половины XX в.[4].

В Системе моды Барт развивает идеи, обозначенные им ещё в Мифологиях — сборнике статей, опубликованном в виде отдельной книги в 1957 году. Барт рассматривает моду как знаковую структуру, одна из задач которой — формирование системы современного мифа. В отличие от эссеистической манеры Мифологий, структура Системы моды воспроизводит принцип академического исследования и организована более формально. Мода формирует условный язык и код, который становится элементом системы. Барт представляет моду набором знаков, складывающихся как соединение означающего и означаемого. Мода функционирует как знаково-ценностная система. Одежда обретает коннотациионное значение, она входит в пространство масс-медиа и переводит зрительные образы на язык словесных символов и социальных установок.

В своем исследовании Барт рассматривает моду как форму языка[5]. В этой позиции он опирается на работы швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, используя его модель знака и знаковой системы применительно к моде[6]. За год до публикации Системы моды вышла книга Мишеля Фуко Слова и вещи — формообразующая работа Фуко, в которой также была предпринята попытка объединения системы вещей и языка[7]. В последующие несколько лет будут изданы ещё две важные работы по языковой конструкции моды и теории общества потребления: Система вещей (1968) и Общество потребления (1970) Жана Бодрийяра. Система моды Барта, таким образом, стала одним из трудов, посвященных феномену потребления и стала одной из определяющих работ по теории моды[6]. Являясь одним из исследований важной аналитической волны, работа Барта, тем не менее, была начата десятью годами ранее. Во второй половине 1950-х Барт обращался к Леви-Строссу, стремясь стать его учеником и желая написать под руководством Леви-Стросса работу о моде[3]. Леви-Стросс отказался, сочтя стиль Барта излишне литературным, а тему — излишне надуманной. В итоге, Система моды была написана под руководством лингвиста Андре Мартине.