Ситец


Си́тец (от нидерл. sits; первоисточник санскр. ситрас  — пёстрый) — лёгкая хлопчатобумажная гладкоокрашенная или набивная ткань полотняного переплетения, получаемая при специальной выделке сурового миткаля с помощью красильно-отделочных операций. Обыкновенно плотность ситца составляет от 80 до 100 г/м². Ситец используется для пошива лёгкой верхней одежды, мужских сорочек, постельного белья.

Набивной ситец появился в XI веке в Каликуте[1]. Ситец упоминается в индийской литературе в XII веке писателем Емакандрой как набивная ткань с рисунком лотоса[1]. В XV веке ситцевая набойка из Гуджарата появилась в Египте[1]. Набивной ситец производился из хлопка Сурата, этот хлопок шёл на основу.

В XVII веке в Европу Ост-Индскими компаниями наряду с другими товарами из Индии ввозились хлопчатобумажные пряжа и ткани, красители и ситец[1]. Серьёзно увеличившийся объём ввоза ситцев привёл к тому, что в Индии с 1683 года ткань вырабатывалась по мере, принятой в странах Европы. Набивные индийские ткани широко использовались для обивки, декора интерьеров, пошива домашней и летней одежды. Однако их стоимость была очень высока, в некоторых районах Франции привозные хлопчатобумажные ткани красили и набивали на них рисунок, копируя восточные образцы. Мастерские были открыты в Марселе (1654), Авиньоне (1677), Ниме (1678). Переселившиеся из Индии мастера раскрыли технологию получения стойкой окраски ткани. Поначалу процесс набойки повторял индийский: форма с вырезанным узором, покрытая краской, прижималась к ткани, мелкие детали добавлялись вручную кистью. Позднее количество форм (штампов) увеличилось до трёх-четырёх, что позволяло создавать многоцветные рисунки. В 1681 году Кольбер издал указ о запрещении производства набивных тканей, так как более модные дешёвые французские набойки на хлопке и льне успешно конкурировали с французскими же шерстяными и шёлковыми тканями. С отменой в 1685 году Нантского эдикта производство набивных тканей получило ещё более серьёзный удар, так как многие владельцы мастерских были гугенотами и подверглись изгнанию. Однако спрос на набивные ткани, особенно среди аристократии, привёл к созданию некоторого количества подпольных мастерских.