Сказочные шахматы


Ска́зочные ша́хматы (англ. fairy chess)[1] — раздел шахматной композиции. В произведениях этого раздела присутствуют изменения некоторых из общепринятых правил игры или материала[2] (применяются необычные правила, фигуры, доски необычной формы, меняются цели игры, например, целью игры может быть пат и др.).

Широкое распространение получили в XX веке в Англии, Венгрии, Германии, Нидерландах. Большой вклад в создание новых форм сказочных шахмат внёс Томас Доусон.

В советской шахматной литературе публиковались лишь некоторые сказочные разновидности: цилиндрические шахматы, максимуммер, задачи с новыми фигурами (всадник, сверчок, магараджа). Крупные соревнования по сказочным шахматам в СССР не проводились.

Некоторые шахматисты-практики относились к ним резко отрицательно, например, Михаил Ботвинник назвал их «квинтэссенцией сумбура» («Сумбур в композиции» в соавторстве с Л. Ф. Спокойным[3]). Тем не менее советские проблемисты имели крупные достижения на отдельных соревнованиях по сказочным шахматам (например, Юрий Гордиан). В области сказочных шахмат пробовал свои силы Владимир Набоков, который гордился своей задачей «Белые берут ход назад», посвящённой Евгению Зноско-Боровскому и опубликованной в эмигрантской газете «Последние новости» в Париже[4].

В 1988 году журнал «64 — Шахматное обозрение» предпринял попытку систематизировать сказочные жанры шахматной композиции:

В настоящее время сказочные шахматы — обязательный раздел в командных чемпионатах мира[6] и России по шахматной композиции. Все ведущие современные издания по шахматной композиции, в том числе российские, имеют в своём составе и сказочный раздел.