Скрипка Энгра


«Скрипка Энгра» (фр. Violon d'Ingres) — фразеологизм, означающий увлечение, слабость какого-либо известного человека, непрофессиональное занятие, второе призвание. Его возникновение связано с Жаном Огюстом Домиником Энгром — французским художником, живописцем и графиком, общепризнанным лидером европейского академизма XIX века и главой школы с многочисленными учениками и последователями. Он с ранних лет получил художественное и музыкальное образование, серьёзно занимался игрой на скрипке и несколько лет выступал в качестве второй скрипки в оркестре тулузского оперного театра. Став знаменитым художником, Энгр не бросил своего увлечения. В свободное время он играл на любимом инструменте, гордясь своими успехами, и общался со многими выдающимися музыкантами эпохи. Со временем фразеологизм «скрипка Энгра» получил распространение не только во французской культуре, но и в других странах. Дополнительную известность он получил, когда Ман Рэй создал в 1924 году фотографию «Скрипка Энгра» — одну из самых известных своих работ и сюрреализма в целом, отсылающую как к известному увлечению французского художника, так и к его творчеству.

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции, где по настоянию отца, занимавшегося живописью и скульптурой, а также игравшего на скрипке, получил художественное образование. Кроме этого, он с ранних лет пел и брал уроки музыки, обучаясь игре на скрипке. Жан получил первые уроки музыки и рисования дома, а позже стал посещать школу в Монтобане (фр. École des Frères de l'Éducation Chrétienne), где смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач[1]. В 1791 году поступил в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Académie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), где достиг значительных успехов, отмеченных наградами. При этом он не оставил занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана[2]. В 1793—1796 годах выступал в качестве второй скрипки в оркестре тулузского Капитолия — местного оперного театра[3]. Став знаменитым художником, Энгр не порывал с игрой на скрипке, гордился своим увлечением и играл в свободное от занятий живописью время[4]. Он также общался с выдающимися музыкантами, в том числе с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом, Ференцем Листом и другими, создав портреты некоторых из них. В связи с таким отношением к любимому музыкальному инструменту и возникло выражение «скрипка Энгра», означающее слабость какого-либо известного человека, увлечение, хобби, «конёк», «вторую натуру». Во французском языке оно также используется в форме «иметь [свою] скрипку Энгра» (avoir un violon d’Ingres). Со временем фразеологизм получил распространение, причём не только во французской культуре, став известным и в других странах[4][5][6].