Ман Рэй


Ман Рэй(англ. Man Ray, имя при рождении — Эммануэль Радницкий[5][6][7]; 27 августа 1890, Филадельфия — 18 ноября 1976, Париж) — французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр, представитель сюрреалистической фотографии и фотографии Нового ви́дения. В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века[источник не указан 372 дня].

Старший сын еврейских эмигрантов (Мейлах Рудницкий и Маня Лурия) из Ковенской губернии. Родился в Филадельфии, штат Пенсильвания. В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк, в 1912 году из-за постоянных антисемитских выпадов сменила фамилию на Рэй.

В 1908—1912 годах Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке. Ман Рэй увлекся фотографией Альфреда Стиглица. В 1914 году познакомился с Пикабиа и Дюшаном. Благодаря Стиглицу Рэй познакомился с европейским авангардизмом.

Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке (1915). В 1918 начал всерьёз заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями (фотограмма (райография), соляризация и др.) Вместе с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабиа Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма, выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» (1920). В 1920 году изобрёл новый художественный приём — аэрографию.

В 1921 переехал в Париж, где в том же году была проведена первая персональная выставка в галерее «Six», организованная Филиппом Супо. Для неё он создал своё первое дадаистское произведение во Франции — «Подарок» (Le Cadeau)[8]. Его авторству принадлежит целый ряд других известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций, созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками. В 1923 году он создал своё творение «Объект для уничтожения», который представлял собой обычный метроном, на маятник которого был прикреплён обрезок фотографии женского глаза[9].

Убедившись, что невозможно прожить зарабатывая только на творчестве, Ман Рэй приобретает фотокамеру и открывает студию.