Новое видение (фотография)


Новое ви́дение (нем. Neues Sehen, англ. New Vision) — течение в художественной фотографии, получившее распространение в 1920-е годы. Связано с использованием ракурсной съемки, абстрактных изображений и нестандартных фотографических техник. Новое ви́дение сформировалось под воздействием изобразительных приемов конструктивизма и под влиянием традиции Баухауса. В более широком смысле — обращение к новым изобразительным принципам, нарушающим традиции классического изображения и ориентированным на развитие абстрактных форм, связанных с развитием европейского модернизма.

Новое ви́дение рассматривало фотографию как самостоятельную художественную практику. В этом заключалось принципиальное отличие Нового ви́дения от пикториализма, в рамках которого кадр создавался как продолжение живописной программы. Стратегия новой фотографии подразумевала специальное ракурсное построение кадра, многократную экспозицию, использование экспериментальных техник (фотограмма и фотомонтаж), изображение предметов как абстрактных компонентов и сочетание кадра с типографическими элементами[2]. Новое ви́дение исходило из того, что снимок способен формировать специфический взгляд на объект, создавая особую фотографическую, а не живописную стратегию[3].

Новое ви́дение принято рассматривать частью авангардных течений XX века и связанных с ними идей модернизма[4][5]. Фотографию Нового ви́дения часто использовали в сочетании с новой типографической системой как в плакате[6], так и в печатных изданиях.

Термин Новое ви́дение был использован в теоретических работах венгерского художника Ласло Мохой-Надя[7], который полагал, что стремление к Новому ви́дению является особенностью культуры XX века. Наиболее важной является работа «Живопись. Фотография. Фильм» (1925)[8], где сформулированы основные принципы нового движения. Термин Новое ви́дение (The New Vision) впервые появился в 1930 году в английском переводе книги Мохой-Надя,[9] которая в оригинальной немецкой версии 1928 года называлась «От живописи к архитектуре».[10] «На страницах книги „Новое ви́дение“ было представлено как масштабная визуальная программа».[11] Положениями этой системы можно считать построение оптической композиции, основанной на кинетическом равновесии, создание фотографий без использования камеры и восприятие снимка Универсальным произведением искусства (Gesamtkunstwerk)[12]. Ласло Мохой-Надь соотносил визуальную стратегию Нового ви́дения с изобразительной линией экспрессионизма, кубизма, конструктивизма и абстрактного искусства[13].