Славянское неоязычество в Белоруссии


Славянское неоязычество (родноверие) имеет распространение в Белоруссии (белор. родная вера, роднавер’е).

Большая часть белорусов в постсоветский период обратились к христианским деноминациям, но часть населения перешла к нетрадиционным религиозным течениям либо к неязыческим верованиям[1].

С начала 1990-х годов в систему государственных праздников вводятся имеющие языческое происхождение Дни памяти, или Дзяды. Учреждения культуры вместе с краеведами, этнографами реконструировали, создавали и вводили сценарии народных праздников, таких как «Гуканне вясны», «Купалле», «Дажынкi». Эти и другие мероприятия оказали влияние на мировоззрение части населения страны. При этом не создавались организации для отправления культа и считалось, что древние традиции живы и их нужно лишь осознать. На научных конференциях начала 1990-х года освещались, в частности, вопросы существования на белорусских землях дохристианский период рунической письменности, пережитков язычества в культуре, реконструкции языческой обрядности белорусов на основе фольклора, сравнительного индоевропейского материала. Эти работы были осмыслены в изданиях молодых исследователей, которые организовали творческую лабораторию Центр этнокосмологии «Крыўя»[2].

Сторонники национальной самобытности заняты поиском своеобразия белорусской традиции, тогда как последователи идеи интеграции славян ориентированы на формулирование единой системы космологии всех славян. И те, и другие стремятся реализовать свои идеи в языческих практиках, объединяя приверженцев вокруг своих представлений. С конца 1996 году в белорусскоязычном популярном журнале «Роднае слова» выпускался цикл серьёзных публикаций, посвящённых язычеству. Вступительная статья И. Ждановича обозначила ценность знания язычества для белорусов, необходимого в той же мере, как знание античной культуры и мифологии для понимания европейской цивилизации[3].

В Белоруссии действуют родноверские группы[4], хотя движение в стране возникло в 1990-е годы, значительно позднее, чем на Украине и в России[5].

Неоязычество в Белорусси имеет характер преимущественно социальных и духовных поисков и часто связано с политическими движениями[6]. Неоязыческое движение децентрализовано и представлено разнообразными группами и организациями, от объединений романтиков-интеллектуалов, популяризирующих неоязычество в СМИ, до сплочённых сильно политизированных общин и групп экстремистской направленности. Отдельные концепции носят расистский и ультранационалистический характер[7].