Слова о добрых и злых жёнах


Слова о добрых и злых жёнах (или слова о злых жёнах) — ряд взаимосвязанных произведений на одну тему, распространённых в древнерусских сборниках уже с XI века. Содержат библейские примеры «положительного» и «отрицательного» поведения и поступков жён. Часть «слов» дополняется иными материалами на ту же тему. Значительная часть этих произведений приписана Иоанну Златоусту[1].

Одним из основных источников древнерусских «слов» о добрых и злых жёнах является сочинение ο жёнах, помещённое в византийских «Вопросах и ответах» Анастасия Синаита. Уже в древнерусский период «слова» входят в состав Изборников Святослава (1073 и 1076 годов), Златоструя, Про́лога, Измарагда и многих других сборников[2].

Русские книжники, опираясь на переводную литературу, создавали оригинальные версии «слов», особенно начиная с XV века. Тексты «слов» подвижны, поэтому писцы могли разделять их, объединять, пополнять выписками изречений из Притч Соломоновых, отрывками из Пчелы, «Слова» Даниила Заточника. Некоторые «слова» содержат дополнительные тексты, не имеющие аналогий в древнерусской литературе. Наибольшее количество «слов» о добрых и злых жёнах написано в XVII и XVIII веках. В этот период в них были внесены истории из «Римских деяний», «Великого зерцала», переводных польских фацеций и жарт[1][2].

Сочинение о добрых и злых жёнах присутствовало в византийской письменной традиции. Оно содержало библейские примеры и уже было приписано Иоанну Златоусту. В действительности, вероятно, оно было составлено Ефремом Сирином[3]. Часть этого сочинения, дополненная другими отрывками, читается в «Вопросах и ответах» Анастасия Синаита[1]. «Вопросы и ответы» были известны на Руси уже по Изборнику 1073 года[2]. Тексты Ефрема Сирина и Анастасия Синаита, выписки из Притч Соломоновых, из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова и из других книг Священного писания стали основными источниками для многочисленных «слов» о добрых и злых жёнах в древнерусских сборниках, часть из которых являются русскими сочинениями[1].