Словообразова́ние — образование на основе однокоренных слов или на основе словосочетаний новых слов, производных и сложных, осуществляемое по имеющимся в языке словообразовательным моделям и схемам с помощью тех или иных формальных средств способами аффиксации, словосложения, конверсии, аббревиации и другими. Например, образование при помощи аффиксации слов ехать → переехать (с использованием префикса пере-), работа → работник (с использованием суффикса -ник). Наряду с заимствованием является важнейшим источником пополнения словарного состава языка. Также словообразованием называют раздел лингвистики, в рамках которого исследуются вопросы образования, внутреннего состава, функционирования и классификации производных и сложных слов[1][2].
Часто процесс создания новых слов при помощи формальных средств называют деривацией (производные и сложные слова при этом принято именовать дериватами). В ряде лингвистических школ отмечается тенденция приравнивать словообразование к деривационной морфологии[1][2]. Иногда деривация отождествляется только со словопроизводством — образованием новых слов при помощи средств аффиксации[3]. Поскольку словообразование является «учением о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка», его могут рассматривать как часть ономасиологии[2].
Изучение словообразования проводится как в синхронном, так и в диахронном отношениях. Синхронное словообразование изучает словообразовательную систему или её части и элементы в определённый период времени развития языка. Диахронное словообразование изучает изменения словообразовательной системы в исторический период — определяет первоначальную структуру производных и сложных слов, пути возникновения этих слов и исторические изменения их структуры. К диахроническим процессам в словообразовании относят, в частности, такие, как опрощение и переразложение[1][2]. При синхронном подходе, по утверждению Е. А. Земской, выявляют основу производного слова формально и семантически как более простую, поэтому в паре дояр → доярка производным словом следует считать слово доярка. Но при диахронном подходе выявляется, что первоначальным словом является доярка, от которого при помощи нулевого суффикса возникло слово дояр: доярка → дояр[4].
Одним из важнейших понятий словообразования является словообразовательная мотивация, которая определяет семантическую обусловленность мотивированного слова (производного или сложного) значением мотивирующего слова (или слов)[1].
Мотивированное слово состоит из мотивирующей (производящей, базовой, деривационной) основы, общей с мотивирующим словом, и словообразовательного форманта. Например, в парах думать → выдумать или манго → манговый мотивирующими основами являются думать- и манго-, а формантами — приставка вы- и суффикс -ов. при этом основ может быть несколько, например, в таких словоформах, как диван-кровать, газонефтепровод[1][5].