Смерть Гильгамеша


«Смерть Гильгамеша» — условное название шумерской песни, созданной во время правления I династии Исина. Главным героем песни является царь шумерского города Урук — Гильгамеш.

На основании анализа «Смерти Гильгамеша» и других текстов, перекликающихся с данной песней, шумеролог В. В. Емельянов сделал вывод о том, что все эти произведения относятся к одной писцовой традиции. Он предполагает, что эти произведения были созданы в Ниппуре. В качестве аргументов для этого приводятся следующие соображения. Во-первых, в «Смерти Гильгамеша» упоминаются спортивные игры, которые проводятся в честь Гильгамеша в пятый месяц ниппурского календаря. Поздний комментарий, сделанный в Вавилоне, рассказывает, что игры проводились в 9 дней, и во время них около статуй Гильгамеша зажигались факелы. Во-вторых, в одной из разбитых строк упоминается несаг — ниппурский обряд, во время которого перед разливом рек до Нового года доставлялись первые жертвы храмам богов по воде. Кроме того, при перечислении богов, которым Гильгамеш приносил жертвы перед спуском в Подземный мир, на первом месте указываются первые боги Ниппура, считавшимися предками Энлиля[1].

По мнению Емельянова, «Смерть Гильгамеша» создана во время правления I династии Исина, возможно, во время правления Ишме-Дагана[1].

В настоящее время известно множество мелких фрагментов, которые датируются старовавилонским периодом. Фрагменты с песней, найденные в Ниппуре, были опубликованы в 1944 году шумерологом Сэмюэлом Крамером, который изучал шумерские песни о Гильгамеше. Исследуя текст, названный им «Смерть Гильгамеша», он отметил их фрагментарность, однако предположил, что он послужил основой для некоторых фрагментов IX, X и XI таблиц аккадского «Эпоса о Гильгамеше». При этом он указал, что сама смерть Гильгамеша в Эпосе отсутствует[2]. При этом С. Лэнгдон в 1932 году в работе «Шумерский эпос о Гильгамеше» высказал предположение о существовании шумерского эпоса о Гильгамеше. С. Крамер также считал, что все шумерские песни были соединены между собой («Смерть Гильгамеша» он считал продолжением «Гильгамеша и Горы Бессмертного»). Однако И. М. Дьяконов предполагал, что каждая песня о Гильгамеше является самостоятельным произведением[3][4].

В 2000 году Антуан Кавиньо и Фарук Аль-Рави опубликовали новые фрагменты таблиц, обнаруженные при раскопках в Телль-Хаддаде (античный Метуран). Хотя метуранская версия в деталях отличается от ниппурской версии, исследователи предложили последовательность расположения текста. Однако полной реконструкции текста не существует, основная сюжетная линия продолжает оставаться по большей степени неясной. При этом последовательность взаимного расположения фрагментов остаётся дискуссионным. В 2001 году попытку реконструкции текста предпринял Н. Фельдхвис, давший его собственную интерпретацию, а также опубликовавший ранее не использовавшийся фрагмент. На русском языке попытку реконструкции песни предпринял шумеролог В. В. Емельянов[3][1].