Смит, Джеймс (архитектор)


Джеймс Смит (англ. James Smith, 1645 — 6 ноября 1731) — шотландский архитектор, один из основателей палладианской архитектуры. Архитектор-палладианец Колин Кэмпбелл в издании «Британский Витрувий» (1717) назвал Смита «самым опытным архитектором королевства».

Джеймс Смит был сыном каменщика, также Джеймса Смита, жившего в Тарбате, графство Россшир. Отец и сын с начала 1680-х годов записаны как строители городского моста в Инвернессе. Смит-Младший обычно идентифицируется как «Джеймс Смит Морейшира» («из графства Морейшир»), который учился в Колледже шотландцев. Смиту-младшему было суждено стать римско-католическим священником, и 3 мая 1671 года он поступил в Шотландский колледж в Риме, где изучал риторику, философию и теологию. Во время пребывания в Риме у него была возможность изучить классическую итальянскую архитектуру, итальянский и латинский языки. Вернулся в Шотландию в 1675 году.

В декабре 1677 года Смит познакомился с сэром Уильямом Брюсом, самым известным архитектором того времени в Эдинбурге. Здесь Смит трудился каменщиком под руководством известного «масона» Роберта Милна. В 1680 году стал членом гильдии мастеров в Эдинбурге. В 1683 году по рекомендации первого герцога Куинсберри Смит был назначен «инспектором, или надзирателем Королевских работ» (Surveyor or Overseer of the Royal Works), был ответственным за реставрацию дворца и аббатстваХолируда с окладом в 100 фунтов стерлингов в год[2]. В 1685—1686 годах Джеймс Смит был членом Парламента Шотландии. Помимо работы в качестве архитектора он был мировым судьёй, а в 1704 году одним из уполномоченных по снабжению графства Эдинбург.

В 1686 году Смит приобрёл имение Уайтхилл (Whitehill), построил там дом и впоследствии стал известен как «мистер Смит из Уайтхилла». Однако финансовые затруднения вынудили его продать часть поместья в 1706 году, а остальную часть в 1726 году — своему зятю Гилберту Смиту (мужу его дочери Беллы). Сохранились рисунки, которые косвенно свидетельствуют о совместной работе Смита с Колином Кэмпбеллом. Большинство рисунков представляют собой этюды на палладианские темы, многие относятся к вилле Ротонда и другим постройкам Андреа Палладио в окрестностях Виченцы, некоторые из них опубликованы во 2-м томе издания «Британский Витрувий» (1717). Неясно, был ли Кэмпбелл учеником Смита или рисунки были куплены Кэмпбеллом в то время, когда Смит испытывал финансовые затруднения. Возможно, интерес Смита к архитектуре Палладио сложился во время его пребывания в Италии. Некоторые детали в архитектурных увражах Смита консервативны и уходят корнями в шотландскую архитектуру начала XVII века. Поскольку Смит был католиком в пресвитерианской стране, у него было мало церковных заказов.