Соболевский, Владимир Петрович


Владимир Петрович Соболевский (14 (26) июня 180920 декабря 1882 (1 января 1883)) — русский инженер, директор Института инженеров путей сообщения (1861—1882). Инженер-генерал-майор (1858), тайный советник (1869).

Родился в семье горного инженера Петра Григорьевича Соболевского в июне 1809 года. В метрической книге Преображенского собора указана дата рождения 14 (26) июня 1809 года[1]; Петербургский некрополь даёт иную дату: 21 июня 1809 года[2].

Учился в Военно-строительном училище путей сообщения, по окончании которого в 1828 году был произведён по экзамену в инженеры путей сообщения. Как один из лучших воспитанников, был принят в старший класс Института инженеров путей сообщения, окончив который с отличием в 1830 году был произведён в инженер-поручики и назначен на строительство шлиссельбургских шлюзов. Затем он получил должность репетитора при Институте инженеров путей сообщения, а в 1836 году занял в нём кафедру минералогии. Также он преподавал естественные науки в 1-м и 2-м кадетских корпусах и других учебных заведениях. 3 февраля 1849 года В. П. Соболевский был назначен инспектором классов в Институте путей сообщения. С 1844 по 1872 год он состоял также редактором «Журнала путей сообщения», в котором напечатал немало своих собственных статей, как оригинальных, так и переводных[Комм 1].

В 1856 году Соболевскому было поручено отправиться за границу для осмотра специальных учебных заведений и, по возвращении, он был назначен 20 ноября 1861 года директором Института путей сообщения. Уже в следующем году им было предложено преобразовать институт в открытое учебное заведение, и по одобрении этого предложения он деятельно занимался выработкой положения о кардинальном преобразовании института, которое было проведено в 1864 году. Соболевский как директор института много заботился о расширении и улучшении в нём постановки учебного дела: он обогатил запущенный институтский музей многими моделями, хранившимися до того времени в Академии наук, Эрмитаже и других местах, и устроил при институте химическую и механическую лаборатории; особенно он заботился о расширении институтской библиотеки, постоянно приобретая для неё ценные сочинения и манускрипты, увеличив фонд с 5 тысяч томов (которые в большинстве своём были исключительно на французском языке) до 35 тысяч.

В 1870 году Соболевскому было поручено исследовать наивыгоднейшее направление Уральской железной дороги. 23 января 1875 года он был назначен членом совета Министерства путей сообщения.