Собольщиков-Самарин, Николай Иванович


Никола́й Ива́нович Собо́льщиков-Сама́рин (настоящая фамилия Собольщиков; 28 марта [9 апреля1868, Санкт-Петербург — 20 июля 1945, Горький) — российский и советский театральный режиссёр, актёр, антрепренёр, педагог, театральный деятель. Народный артист РСФСР (1934). Герой Труда.[2] Награждён орденом Ленина (1940).

В раннем возрасте начал выступать в любительских спектаклях. С 1883 года играл и ставил спектакли на клубных сценах Санкт-Петербурга и его пригородов. С 1884 года выступал в театрах Петрозаводска и Новгорода. В 1892 году был актёром и режиссёром петербургского Василеостровского театра для рабочих.

В августе этого же года уехал в Нижний Новгород, где выступал на сцене и занимался режиссурой (1892—1899), спустя год организовал на паях Товарищество артистов под своим руководством. В 1897 году арендовал новое театральное здание и стал антрепренёром. В 1901—1907 годах создал оперную и драматическую труппы в Саратове и Казани, гастролируя с ними по разным городам России. Держал антрепризу в Астрахани, три года работал антрепренёром в Ростове-на-Дону. Работал также в Твери, Ярославле, Екатеринодаре, Самаре, Симбирске, Царицыне и Одессе (1917—1924), где его застала революция.

Весной 1917 года Н. И. Собольщиков-Самарин открыл в Одессе театр революционной сатиры «Вронсобсам» (совместно с В. М. Вронским)[3], а летом миниатюр «Улыбки». В 1921 году, после ухода интервентов, был назначен директором и главным режиссёром Одесского театра. В 1924 год переехал в Нижний Новгород, где работал всю оставшуюся жизнь как актёр, режиссёр, художественный руководитель и консультант.

Пропагандировал и развивал систему Станиславского и одновременно «левый театр». Собольщиков-Самарин был редким режиссёром, который, работая в провинции, был известен всему русскому театральному миру. Он стремился поднять уровень театральной культуры провинции. Много занимался просветительской деятельностью, пытаясь привлечь к театру самые широкие круги публики, для чего устраивал спектакли по сниженным ценам или бесплатно. Обращался преимущественно к классическим произведениям и лучшим пьесам современного репертуара. Как режиссёр поставил почти все пьесы А. П. Чехова, 15 пьес Островского. Кто-то из театральных работников назвал Самарина «Островским русской режиссуры». Особым успехом пользовались его постановки горьковской драматургии. Он дважды ставил спектакль «Мещане» (1903, 1927), и оба раза его постановка считалась лучшей для своего времени. Спектакль шёл бессменно в течение 10 лет. Среди известных его работ — «Ревизор» (1927), «Вишнёвый сад» (1929). Многочисленные ученики Собольщикова-Самарина ездили по стране, играли и ставили пьесы Горького, продолжая и обобщая опыт своего учителя.