Согдийское искусство


Согдийское искусство — историко-региональный тип искусства, созданного согдийцами, иранским народом, проживавшим в основном в древней Согдиане (современные Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Киргизия), также с большой диаспорой, жившей в Китае. Пик развития региона приходился на период между V и IX веками, и он состоит из богатого комплекса доисламских живописных памятников Центральной Азии. Новые находки, которые были обнаружены в последние десятилетия, позволили учёным лучше изучить согдийское искусство[1][2].

Согдийцы наиболее известны своими картинами, также они преуспели и в других областях, таких как обработка металлов и музыка. Их обработку металлов, оказавшую влияние на китайцев, иногда путают с сасанидскими работами. Однако установлены особенности согдийской металлообработки, отличающие её от сасанидских работ; например, в отношении сасанидской металлообработки конструкции согдийских сосудов более динамичны, а их изготовление не носило массового характера. Они различаются по технике и форме, а также по иконографии[3][4].

Согдийцы любили рассказывать истории, и их искусство носило во многом «повествовательный» характер. Они жили в домах, где на стенах вешали резьбу по дереву и рисовали изысканные фрески. Поскольку целью согдийцев было передать смысл, они добавляли только самое необходимое, украшая сцену линиями, цветными блоками и несколькими элементами ландшафта, создавая «легко читаемую двухмерность, которая помогает продвигать прогресс изображаемой сказки»[1][3].

Согдийское искусство производилось главным образом в Согдиане. Самые известные образцы согдийского искусства находятся в Пенджикенте и Варахше, в древней Согдиане. Эти города когда-то были княжествами в Согдиане. Согдийская культура была отдельной культурой со своими особенностями, но на неё оказывали влияние разные течения, заметна сасанидская культура, постгуптская Индия. В свою очередь, согдийская культура повлияла на соседние культуры, как и китайская культура.

Для своих жилищ согдийцы предпочитали писать картины и применять резьбу по дереву. Согдийские настенные росписи не только яркие, энергичные и необычайной красоты, но также рассказывают о согдийской жизни. Они воспроизводят, например, повседневные костюмы, игровое обмундирование и конское снаряжение. На них изображены рассказы и эпосы на иранские, ближневосточные (манихейские, несторианские) и индийские темы. Согдийское религиозное искусство отражает религиозную принадлежность согдийцев, и эти знания получены в основном из картин и оссуариев[5]. Благодаря этим артефактам можно «ощутить насыщенность и воображения согдийской жизни»[5].


Согдийское искусство

Фрагмент росписи Варахша в Бухарском оазисе в Согдиане. Роспись находится в одном из главных помещений дворца Варахша, «Красном зале». Конец VII или начало VIII века.
Банкет с ритоном на настенной росписи в Пенджикенте, древняя Согдиана, первая половина VIII века н. э.
Деталь погребального китайского ложа с изображением согдийского музыканта, играющего на барабане в виде песочных часов
Женщина, играющая на смычковой арфе на согдийской фреске