Сожжение книг и погребение книжников


«Сожжение книг и погребение книжников», 焚書坑儒 — знаменитый троп китайской историографии, обозначающий события 213 — 212 годов до нашей эры.

Согласно Ши цзи, в эти годы состоялась масштабная государственная акция по утверждению идеологической ортодоксии новообразованной империи. Акция была инициирована Ли Сы (280 — 208 годы до нашей эры), министром Цинь Шихуана.

Согласно Шанцзюнь шу, Шан Ян (умер 338 году до но нашей эры) обратился к Сяо-гуну царства Цинь с инициативой «сжечь книги, дабы декларировать установления закона». По утверждению Хань Фэя 韩非 (умер 233 году до нашей эры), «в государстве мудрого правителя нет книг и записей на бамбуке, но единой доктриной является закон; нет речений былых правителей, — единственным образцом для подражания являются государственные мужи».[1]

Инициатива Ли Сы была выдвинута в 213 году, через восемь лет после воцарения Цинь Шихуана. Ли Сы выступил за уничтожение копий «Шицзина», «Шуцзина» и сборников в жанре «речей» юй (например, Го юй), которые циркулировали вне двора. Уничтожению подлежали также все государственные архивы, кроме циньского (臣請史官非秦記皆燒之。非博士官所職,天下敢有藏詩、書、百家語者,悉詣守、尉雜燒之。有敢偶語詩書者棄市。以古非今者族。吏見知不舉者與同罪。令下三十日不燒,黥為城旦。所不去者,醫藥卜筮種樹之書。若欲有學法令,以吏為師。 — «Ши цзи», 6).

В 212 году были казнены более 460 «различных специалистов» 諸生 (諸生傳相告引,乃自除犯禁者四百六十餘人,皆阬之咸陽,使天下知之,以懲後。 — там же)[2].

Так или иначе, уничтожение книг не было тотальным, и его разрушительное действие на развитие китайской культуры оспаривается[3]. Указ не распространялся на чиновников в аппарате империи, а также на книги по земледелию и садоводству, медицине, фармакологии и гадательным практикам. Не исключено, что более значительный урон был нанесен при захвате императорского дворца повстанцами (бунтовщиками) в 206 году до нашей эры. Тем не менее, описываемый ряд событий стал мощным символом, с которым идентифицировали себя китайские интеллектуалы имперского периода.