Соловьёв, Павел Александрович


Па́вел Алекса́ндрович Соловьёв (26 июня 1917 года — 13 октября 1996 года) — советский и российский конструктор авиационных двигателей, основоположник газотурбинного двигателестроения в СССР. Член-корреспондент АН СССР по Отделению физико-технических проблем энергетики с 29 декабря 1981 года. Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.

Павел Александрович Соловьёв родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино (вошло в черту города Заволжска[1]) Ивановской области в крестьянской семье. По данным метрической книги, опубликованным в 2017 году, П. А. Соловьёв родился в 1918 году[2].

В 1948 году он был назначен заместителем главного конструктора, в 1953 году — главным конструктором ОКБ-19, а в 1981 году — генеральным конструктором[3][4].

В 1960 году под руководством Соловьёва был разработан двигатель Д-20П для самолёта Ту-124, ставший первым в СССР двухконтурным турбореактивным двигателем. В последующие годы в КБ Соловьёва были разработан ряд двигателей для Ту-134, Ми-10, Ил-76, Ту-154, МиГ-31.

Его последней разработкой стал двигатель Д-90, который в 1987 году получил в его честь название ПС-90.[3][5]

Соловьёв был профессором Пермского политехнического института и долгие годы работал заведующим кафедрой авиадвигателей.