Соловьёв, Эрих Юрьевич


Эрих Юрьевич Соловьёв (род. 20 апреля 1934, Нижний Тагил) — советский и российский философ, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН.

В 1957 году окончил философский факультет МГУ. Дипломная работа — об эстетических идеях молодого К. Маркса. С 1958 года работал в редакции журнала «Вопросы философии», в 1964—1968 годах— заместитель заведующего отделом современной зарубежной философии. Кандидатская диссертация— «Экзистенциализм и научное познание» (1967). Член Союза журналистов СССР (с 1965).

В 1968—1970 годах — научный сотрудник Института международного рабочего движения АН, заведовал сектором социальной психологии и массовых движений. С 1970 года — в Институте философии АН (сектор истории западной философии). Докторская диссертация — «Эпоха ранних буржуазных революций и практическая философия Канта» (1991). Профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (с 2002). Главный научный сотрудник Института философии РАН. Член редколлегии «Историко-философского ежегодника». Действительный член Российской Академии гуманитарных исследований (с 1995).

В 1960-е гг. начинал как аналитик европейского экзистенциализма, изучал взгляды К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. Отверг легковесные советские интерпретации экзистенциальной философии как выражения социального надлома и кризиса. Истолковал экзистенциализм как вызванное кризисом прогрессизма, исторического оптимизма духовное событие, суть которого — стоическое неприятие зла и утверждение личной свободы и ответственного выбора. Анализируя творчество Э. Хемингуэя, раскрыл его экзистенциально-философские основания (концепция трагического оптимизма). Соавтор статьи «Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии», определившей принципиальный подход к различению модерна и постмодерна и ставшей «неофициальным катехизисом для тогдашнего молодого поколения философов и гуманитариев»[1].

С 1970-х гг. занимался изучением нравственных и правовых идей немецкой Реформации, интерпретировал её как социокультурный переворот, в процессе которого формируются как предпринимательская хозяйственная этика, так и правовая и договорная теория государства. Автор первой в СССР научной биографии Мартина Лютера.

Изучал этику и философско-правовое учение И. Канта; проблему прав человека и правового государства в контексте модернизаций. Рассматривал также методологию биографического, ситуационно-исторического анализа, изучения эпох духовного развития, развивал теорию личности. Осмыслил опыт неомарксистской теории мышления (Э. В. Ильенков) и неомарксистской теории сознания (М. К. Мамардашвили). Писал о русской религиозной философии, о философских аспектах русской литературной классики.