Сон рыцаря


«Сон рыцаря» (или «Аллегория») — одна из ранних картин Рафаэля, итальянского художника эпохи Возрождения. Хранится в Национальной галерее в Лондоне.

На картине изображен молодой рыцарь в доспехах, который спит под лавровым деревом в окружении двух женщин. Одна женщина держит в руках книгу и меч, другая — цветок. Горный пейзаж на дальнем плане напоминает своими очертаниями Урбино. Эта маленькая картина является примером аллегорической живописи (образным изображением абстрактной идеи)[2][3].

Вероятно, сюжет картины был создан по мотивам эпической поэмы «Пуника» латинского поэта Силия Италика, которая рассказывает историю Второй Пунической войны. В поэме молодому солдату Сципиону, отдыхающему в тени дерева, предстают в видении две дамы — Добродетель и её соперница Наслаждение. Добродетель, с мужеподобной фигурой и волосами, закрывающими лоб, обещает Сципиону почитание и славу благодаря победе в войне, но предупреждает, что путь к её целомудренной горной обители — крутой и каменистый. Наслаждение, с душистыми, плавными локонами и томными глазами, напротив, предлагает жизнь лёгкую и беззаботную. В своей картине Рафаэль передаёт различие характеров двух героинь через их внешность и одежду. Добродетель расположена слева, одета умеренно с покрытой головой, тогда как фигура Наслаждения в платье, изысканно подтянутом на бёдрах, её светлые длинные волосы распущены и украшены бусами и цветком. Тернистый путь, который предлагает Добродетель, изображён на фоне скалистыми возвышенностями и замком на вершине, к которому ведет разводной мост; позади Наслаждения — мягкий ландшафт, ведущий к солнечному озеру[4].

Однако на полотне Рафаэля две женщины не изображены как соперницы. Вместо того, чтобы представлять видение как моральную дилемму, Рафаэль показывает Добродетель и Наслаждение равными. Возможно, книга, меч и цветок, которые они держат, — это символы учёного, солдата и любовника, чьи качества должен сочетать в себе идеальный рыцарь[3][5].

На эскизе к картине видно, что Рафаэль первоначально задумывал Наслаждение как соблазнительницу, но в готовой картине она одета скромно, что дополнительно может свидетельствовать о её роли как рыцарской награды — Любви[4].

Такие же размеры, как и полотно «Сон рыцаря», имеет другая ранняя картина Рафаэля — «Три грации», которую также обычно датируют 1504 годом. История создания двух произведений в точности не известна. Предполагают, что две картины составляли диптих либо были парными, и были первой работой Рафаэля, выполненной по частному заказу[6].