Три грации (Рафаэль)


«Три грации» (итал. Le Tre Grazie) — одно из ранних произведений выдающегося художника эпохи итальянского Возрождения Рафаэля Санти, написанное маслом на дереве (17х17 см) между 1503—1504 годами. Хранится в Музее Конде в Шантийи, Франция. Предположительно, согласно гипотезе Э. Панофского, «Три грации» и другая картина Рафаэля «Сон рыцаря» (Лондонская Национальная галерея), имеющая тот же размер и дату, составляли диптих либо были парными.

История создания двух произведений в точности не известна. Предполагают, что они были первой работой Рафаэля, выполненной по частному заказу[1]. Картина «Три грации», вероятно, была написана после прибытия Рафаэля в 1501 году для обучения в мастерскую Пьетро Перуджино в Перуджу (Умбрия)[2].

Позднее она находилась вместе со «Сном рыцаря» в коллекции Боргезе в Риме, где она упоминается в 1650 году, а также в 1693 году в описи имущества кардинала Шипионе Боргезе. Французский историк искусства А. Шастель считал, что две картины могли быть своеобразным наставлением молодому отпрыску римского аристократического дома, возможно, Шипионе ди Томмазо Боргезе, родившемуся в 1493 году. В 1800 году картина «Три грации» была приобретена Анри Ребулем, суперинтендантом Римской республики при Бонапарте, и в 1803 году привезена во Францию . Затем картина попала в Англию и, после того как была частью разных частных коллекций, в 1885 году была приобретена герцогом де Омалем (d’Aumale), который перевёз произведение Рафаэля обратно во Францию.

По общепринятой трактовке на картине изображены три Грации, или Хариты, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке золотой шар, символ совершенства. Иногда шары интерпретируются как золотые яблоки, которые, согласно древнегреческому мифу, Геракл в своем 11-м подвиге должен был выкрасть из сада Гесперид. В 1930 году Э. Панофский предположил, что картина была частью диптиха вместе со «Сном рыцаря» и что, основанная на теме «сна», картина изображает самих Гесперид, нимф ночи, с золотыми яблоками, которые у них выкрал Геракл. Однако немногие историки искусства согласны с выводом Панофского. Роджер Джонс и Николас Пенни в монографии «Рафаэль», вышедшей в 1987 году, полагают, что масштабные различия фигур на картинах делают маловероятным, что они были задуманы как диптих, хотя «одна могла образовывать крышку другой»[3]. Майкл Уэйн Коул полагает, что, хотя «не может быть никаких сомнений в том, что они образуют пару… их нельзя представлять как диптих, который исключается квадратным форматом, а также изменением масштаба фигур»[4].

Считается также, что «Три грации» — первая картина Рафаэля, в которой он дерзнул изобразить обнажённые женские фигуры «сразу спереди и сзади»[5]. Предполагается также, что женские фигуры на картине могут представлять собой «стадии развития»: опоясанная фигура слева изображает девушку, а другие —женщину, достигшую зрелости. Были выдвинуты и иные интерпретации[6].