Сотаки


Сотаки (словацк. Sotáci) — субэтническая группа словаков, населяющая долины Лаборца, Удавы, Цирохи, Ондавы и Ондавки между Стропковом, Сниной и Гуменне в Прешовском крае Словакии (в первой половине XX века область расселения сотаков включала около 50 сёл). Исторически сотаки представляют собой русинское население, которое восприняло словацкую этническую идентичность и перешло с русинского на словацкий язык[1][2]. Исследователи, прежде всего на рубеже XIX—XX веков, описывают сотаков чаще всего как переходную группу между словаками и русинами[3][4][5]. Польский исследователь З. Штибер полагал, что следует относиться с сомнением к гипотезе русинского происхождения сотаков, а словацкий учёный Й. Лишка считал, что сотаки изначально были словаками, попавшими под влияние восточных славян (с возможной словакизацией нескольких русинских сёл)[6].

Название сотаков происходит от употребляемого в их говорах вопросительного местоимения so (слов. литер. čo «что»)[5][7]. П. Й. Шафарик считал, что этноним «сотаки» восходит к названию племени сатагов, которые упоминаются с V века[4][8].

С. Цамбель отмечал, что сотаки отличают себя как от русинов, от которых произошли, так и от восточных словаков, с которыми сблизились по языку и культуре[9].

Согласно исследованиям М. Ю. Дронова «переходное в языковом отношении русинско-словацкое население» было известно не только как «сотаки», но и как «цотаки» и «словяки», «эти три наиболее распространенных названия частично друг на друга накладывались». При этом этноним «словяки» являлся самоназванием абсолютного большинства восточных словаков[5]. Формированию особой сотацкой этнической идентичности способствовало появление печатных изданий, предназначенных для сотаков, в которых наряду с использованием сотацких говоров распространялись идеи существования особой сотацкой этнической группы. В межвоенный период идеи сотацкой идентичности распространялись благодаря деятельности Автономного земледельческого союза (Автономный Земледѣльскiй Союз) и его лидера Андрея Бродия (сотацкая страница на латинице выпускалась в 1924—1939 годах вместе с партийной газетой «Русский Вѣстник»). Целью данного движения было распространение среди сотаков более широкой карпаторусинской или русской идентичности. Но вместо этого у сотаков закрепилось обособленное этническое самосознание, чему способствовали наличие собственного самоназвания и ярких диалектных особенностей[10].