Социальное учение Пия XII


Социальное учение Пия XII включает в себя энциклики, апостольские конституции и речи Папы Пия XII, посвящённые небогословским вопросам, включая медицину, образование, социальную справедливость, семью и сексуальность. Социальные доктрины Пия XII составляют часть католического социального учения.

Пий XII произнес множество речей, обращенных к представителям медицинских профессий и исследователям в области медицины. Книга Discorsi Ai Medici содержит 700 страниц, на которых запечатлены многие из них. Папа Пий XII обращался к врачам, медсестрам и сиделкам, акушеркам, в деталях обсуждая все аспекты прав и достоинства пациентов, медицинской ответственности, моральных импликаций психологических заболеваний, также проблемы, касающиеся медицинского ухода за больными, чьё заболевание достигло терминальной стадии, допустимость обмана перед лицом тяжелого заболевания и право членов семьи принимать решения, идущие вразрез с профессиональным врачебным мнением. Папа Пий XII часто выступал с новых для Католической церкви позиций: так он был первым Папой, заявившим, что допустимо использовать облегающие боль лекарства при уходя за неизлечимо больными пациентами даже, если это ведёт к сокращению их жизни. Однако ни при каких условиях сокращение жизни не должно быть самоцелью[1].

Прочими темами были поведение врачей, сталкивающихся с болью и смертью, стерилизация людей, генетика, искусственное осеменение, безболезненное деторождение, многочисленные этические аспекты развития медицинских технологий, мораль в прикладной психологии, этические пределы медицинских исследований и лечения, лечение злокачественных опухолей у детей и многое другое.

Папа Пий XII полностью признавал календарный метод контрацепции в качестве морально допустимого способа планирования семьи, хотя и при ограниченных условиях[2]. Некоторые католики энциклику Casti Connubii (1930 год) Папы Пия XI как позволяющую этическое использование календарного метода[3], а согласно правилам Католической Церкви в 1853 и 1880 гг.[4] периодическое воздержание было этическим способом избежать беременности. Некоторые историки полагают, что речи Пия XII, в которых он затронул этот вопрос, были первым эксплицитным признанием календарного метода со стороны Церкви[5].

В своей речи к Итальянскому католическому союзу акушерок (29 октября 1951 года), Папа Пий XII предложил следующее понимание сексуального удовольствия: "Сам Творец... установил, что при выполнении [производящей/генеративной] функции, супруги должны испытывать удовольствие и наслаждение телом и духом. Посему, супруги не совершают ничего дурного, стремясь к этому удовольствию и наслаждению. Они принимают то, что Творец им предназначил. В то же время, супруги должны знать как удерживать себя в пределах благочестивого воздержания"[6].