Социальное учение Католической церкви


Социа́льное уче́ние Римско-католи́ческой це́ркви представляет собой корпус доктринальных текстов в католичестве, в которых обсуждаются вопросы социальной справедливости, включая бедность и богатство, экономики, социальной организации и роль государства. Считается, что его основания были заложены папой Львом XIII в энциклике Rerum Novarum (1891), в которой отстаивался экономический дистрибутизм, осуждались капитализм и социализм, хотя своими корнями это учение уходит в работы таких католических авторов, как Фома Аквинский и Аврелий Августин. Оно также восходит к концепциям, присутствующим в Библии и культуре Древнего Ближнего Востока[1].

Согласно папе Бенедикту XVI, католическое социальное учение «просто желает внести вклад в очищение разума и помочь в том, чтобы признать, а затем и осуществить, здесь и сейчас, то, что является справедливым. …[Церковь] обязана вступить в эту борьбу [за справедливость] путём рационального аргументирования, и её долг — пробудить духовные силы, без которых справедливость… не может утвердиться и процветать»[2]. Согласно папе Иоанну Павлу II, основания этого учения «покоится на трехчастном основании — человеческом достоинстве, солидарности и субсидиарности»[3]. Всё это отражает элементы еврейского закона и пророческих книг Ветхого Завета, а также учение Иисуса Христа, зафиксированное в Новом Завете (например, его утверждение, что «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»[4].

Отличительной чертой католического социального учения является последовательная критика модерна, социальной и политической идеологии как левых, так и правых: либерализм, коммунизм, феминизм[5][6], атеизм[7] социализм,[8], фашизм, капитализм[8] и нацизм были осуждены (как минимум в их чистых формах) несколькими папами с конца XIX века.

Католическое социальное учение всегда пыталось найти равновесие между заботой обо всём обществе, особенно о самых слабых и бедных, с одной стороны, и уважением к человеческой свободе, включая право на частную собственность, с другой[9].

Принципы католического социального учения, хотя, чаще всего, имеют более древнее происхождение, впервые стали организовываться в систему в конце XIX века. С тех пор следующие друг за другом Папы Римские развивали его преимущественно в своих энцикликах.

Публикация энциклики Rerum novarum Папы Льва XIII в 1891 году отмечает начало процесса развития распознаваемого корпуса социального учения Католической церкви. Она касается личностей, систем и структур, которые являются интегральными составляющими миссии Церкви. За годы, прошедшие с момента публикации Rerum novarum, появилось немалое количество энциклик и посланий, которые касались социальных вопросов; различные формы католического действия появились по всему миру; социальная этика преподается в школах и семинариях. В честь 40-летнего юбилея Rerum novarum, Папа Пий XI опубликовал энциклику Quadragesimo Anno, в которой он развивал темы, затронутые в энциклике его предшественника.