Социология моды


Социология моды — область социологии, изучающая моду как социальный феномен. Может рассматриваться как одно из направлений теории моды[1][2].

Исследование моды как явления связано с изучением социального пространства.[3] Мода связана с разграничением структуры общества и может быть представлена как форма социальных отношений.[4] «Мода — это частный случай положения индивида в обществе и форма социальной ассимиляции обществом его представителей».[5] Подавляющее большинство аспектов, связанных с программой, системой и ритуалами моды могут быть оценены как социальный феномен. Моду определяют как один из механизмов социальной регуляции.

Мода изучалась и изучается различными социальными и гуманитарными науками — экономикой, социальной антропологией, историей, культурологией, психологией, социологией. В контексте этих исследований мода рассматривается как объект социологии. Каждая из этих наук исследует феномен моды со своей точки зрения, своими методами и создает свои теоретические построения. Каждая из этих наук по-своему определяет и предмет, и объект исследования. В большинстве своем, за исключением социологии, мода практически отождествляется с одеждой, её символическим смыслом и историко-культурной обусловленностью.

Социологический анализ моды существенным образом отличается от подходов других наук. Формирование социологического подхода к рассмотрению моды как социального феномена, связанного со становлением современного общества, было инициировано уже в рамках методологических подходов, разрабатывавшихся в социологической классике. Специальным образом уже в XIX в. модой занимались Герберт Спенсер,Георг Зиммель, Габриэль Тард[6] , а также Торстейн Веблен и Вернер Зомбарт[7] . В социологии XX—XXI вв. в работах Ролана Барта, Жана Бодрийяра, Пьера Бурдье, Герберта Блумера, Жиля Липовецки[8] социологическое исследование моды расширилось. В их работах анализ моды был увязан с новыми тенденциями социального развития, становлением новой экономики, массового потребления, новых поведенческих образцов, новых форм символической интеракции. Среди новейших западных социологических исследований моды следует отметить работы таких авторов, как Д. Крейн, Ю. Кавамура[9] и др. Исследование моды в рамках российской социологии приходятся на вторую половину XX в. и представлены работами Александра Гофмана, Е. Я. Басина, В. М. Краснова, Т. Б. Любимова, Л. В. Петрова, В. И. Толстых и др.[10] Эти исследования осуществляют анализ моды, по словам Александра Гофмана, «как одну из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения».[11] А. Б. Гофман определяет моду «как социальный регулятор поведения, в котором объекты выступают в роли знаков модных ценностей».[12] Моду как социальный институт рассматривают и некоторые российские исследователи.[13]