Спагирия


Спаги́рия (от др.-греч. σπάω — «извлекать», и ἀγείρω — «собирать») — герметическое искусство создания медицинских препаратов из лекарственных растений с применением алхимических методов. Этот термин, называющий алхимию по части разделения, очищения и экзальтации, а затем соединения веществ, был введён Парацельсом в первой половине XVI века[1], утверждавшего, что истиной целью алхимии является не вульгарное получение золота, а создание лекарств.[2]

Герметическое искусство изготовления лекарств из растений с использованием спагирических (алхимических) методов известно с глубокой древности и практиковалось в разных культурах, включая Египет, Индию и Китай[3]. Западная алхимическая школа основывается на египетской традиции. Зосима из Панополиса (ок. 300 года) в своих трудах утверждал, что алхимия практиковалась в египетских храмах под руководством жрецов и фараонов, и что тайны спагирического искусства передавались исключительно устным путём, а раскрытие этих тайн каралось смертью[4]. Особая роль в привнесении спагирических методов в медицинскую практику Европы принадлежит Парацельсу (1-я половина XVI века). Начиная с конца XV и начала XVI веков, а именно со времени публикации трудов Гиппократа[5], обнаруживается раскол в среде врачей, до этого придерживавшихся взглядов врача и медицинского автора древности Галена из Пергама (131—200 годы). Парацельс и его сторонники (парацельсисты), отвергая средства галенистов, заменили «галеновы препараты» другими «химическими», или «спагирическими», средствами. Эти последние включали целый ряд новых средств как растительного происхождения, так и минерального, как, например, препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., до этого употреблявшиеся крайне редко и против которых ожесточенно восставали даже целые факультеты: или вовсе запрещая их употребление, или дозволяя их с особого разрешения врачебных авторитетов. Тем не менее, спагирические средства распространялись среди врачей все более и более, и из приверженцев Парацельса образовалась новая европейская алхимико-медицинская школа.[6]

В трактате «Парагранум» («Paragranum», 1535) Парацельс писал, что третьим основанием медицины, помимо философии и астрологии, является алхимия, и бесплодны будут услилия того врача, который не владеет этим искусством[7]. Парацельс первым взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. При этом он держался воззрения Вас. Валентина, утверждавшего, что в составе живого тела участвуют те же «элементы», которые входят в состав всех тел природы, а именно — философские ртуть (Меркурий), сера (Сульфур) и соль[8]. В здоровом теле эти элементы находятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.[2]

После XVI века, вследствие сочетания спагирических и галеновых средств, число медикаментов в Европе взросло до небывалых до того размеров[6].