Алхимия


Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia; др.-греч. khumeía[1]) — древняя область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции. Это философское протонаучное направление исторически практиковалось в Китае, Индии, средневековом исламском мире и Европе, западное направление алхимии получило особое развитие в Позднее средневековье и Новое время. Европейская алхимия впервые засвидетельствована в ряде псевдоэпиграфических текстов, написанных в римском Египте в течение первых нескольких веков нашей эры.

Алхимики работали над усовершенствованием или очисткой определённых материалов[2]. Общими целями были тетрасомата — превращение неблагородных металлов (например, свинца) в благородные (прежде всего в золото); создание эликсира бессмертия; создание панацеи — лекарства, способного вылечить любую болезнь. Считалось, что совершенство человеческого тела и души является результатом алхимического magnum opusВеликого делания»). Идея создания философского камня была по-разному связана со всеми упомянутыми выше целями.

Мусульманские и европейские алхимики разработали базовый набор лабораторных методов, теорий и терминов, некоторые из которых используются до сих пор. Они не отказались от древнегреческой философской идеи о том, что всё состоит из четырёх элементов, и стремились хранить свои работы в тайне от обывателей, часто используя шифры и загадочную символику. В Европе переводы средневековых исламских научных трудов и переосмысление философии Аристотеля породили процветающую традицию латинской алхимии. Именно она сыграет значительную роль в развитии науки раннего Нового времени (особенно химии и медицины)[3].

Современное изучение и дискуссии об алхимии обычно делятся на два основных направления: исследование практических применений и изучение эзотерических духовных аспектов, несмотря на критику такого подхода со стороны ряда учёных, таких как Эрик Дж. Холмьярд и Мария-Луиза фон Франц, утверждающих, что их следует понимать как взаимодополняющие[4][5]. Первым направлением занимаются историки физических наук, которые исследуют предмет с точки зрения ранней химии, медицины и шарлатанства, а также философского и религиозного контекстов. Второе направление интересует историков эзотерики, психологов, философов и спиритуалистов. Алхимическая тематика также оказала заметное влияние на литературу и искусство.

Термин «алхимия» попал в европейские языки из араб. الكيمياء‎ (’al-khīmiyā’), которое, в свою очередь, было заимствовано из древнегреческого (χυμεία — «флюид»[6], χυμός — «сок», χέω — «лить»[7][8][9]) либо восходит к самоназванию Древнего Египта — Кеме или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства».


Изображение уробороса из алхимического трактата Aurora consurgens[en] (XV век), Центральная библиотека Цюриха, Швейцария
Алхимические инструменты на гравюре XVII в.: A — сосуд, B — мензурка, C — кривой выпуск, D — капсуль, E — сплавниковый фильтр с выпуском, F — капельница или пипетка, G — кривой слив, H — закрытый омыватель, I — фильтр газа, K — отсеивалка, L — сборник, M — сжигатель с большим выхлоповником, N — фильтр, O — форматор с малым сливом
Алхимические символы элементов. 1 — олово; 2 — свинец; 3 — золото; 4 — сера; 5 — ртуть; 6 — серебро; 7 — железо
Европейское изображение Ар-Рази в книге Герарда Кремонского «Канон врачебной науки» (перевод труда Ибн Сины), 12501260 гг.
«Алхимик Сендзивой» («Alchemist Sędziwój») Яна Матейко
Уроборос. Гравюра Л. Дженниса из книги алхимических эмблем «Философский камень». 1625 год
«Алхимик», гравюра Филиппа Галле по рисунку Питера Брейгеля Старшего (около 1558 г.)
Лаборатория алхимика. Раскрашенная гравюра из книги Г. Хунрата «Амфитеатр вечной мудрости»
Изображение алхимического андрогина-ребиса XV век; из собрания Баварской государственной библиотеки