Василий Валентин


Василий Валентин (лат. Basilius Valentinus) — легендарный тюрингский бенедектинский монах-алхимик, якобы живший в XV веке; его многочисленные трактаты получили широкую известность в конце XVI — начале XVII веков, после первых публикаций Иоганном Тёльде (нем. Johann Thölde; ок. 1565—1614), предполагаемым автором первых произведений, приписанных монаху.

Пройдя через опыт нахождения философского камня, Валентин выразил его в таинственных утверждениях «VITRYOL» и «VITRIOLUM» (Visitatis Interiora Terrae Rectificando Invenietis Occultum Lapidem Veram Medicinam) — «Проникай в глубины земные и, очищая, обрети скрытый камень, истинную медицину»[4].

Как алхимик, впервые получил соляную кислоту (spiritus salis) — нагреванием поваренной соли с железным купоросом, изучил её действие на металлы. Впервые подробно описал сурьму, способ её получения из сурьмяного блеска и соединения сурьмы. Описал азотную и серную кислоты, царскую водку, нашатырь, сулему и другие соли ртути, некоторые соединения цинка, олова, свинца, кобальта. Наблюдал «услащение кислот» — взаимодействие спирта и кислот с образованием эфиров.

Биографических сведений об их авторе не сохранилось; обычно предполагают, что он был монахом-бенедиктинцем и жил в Эрфурте во второй половине XV века. Некоторые историки ставят под сомнение подлинность приписываемых ему сочинений и самое существование Василия Валентина; предполагается даже, что эти трактаты были написаны разными людьми не ранее второй половины XVI века.

В 1515 году император Максимилиан I предписал собрать справки в бенедиктинских монастырях, не было ли между монахами этих монастырей лица, носившего имя Basilius Valentinus. Справки эти ни к чему не привели, и лишь в 1675 году, некий Gudenus, писавший историю города Эрфурта, нашёл в Эрфурте в списках монастыря Св. Петра (нем. Peterskirche (Erfurt)), принадлежавшего Бенедиктинскому ордену, имя Валентина, жившего в этом монастыре в XV столетии.

Сочинения Валентина отражают его необыкновенно глубокие познания и труд экспериментатора. Что касается теорий, то автор связывал занятия алхимией с вопросами чисто религиозного характера и считал поиски, например, философского камня возможными лишь для людей глубоко благочестивых.