Список трамвайных систем России


В статье представлены города, как в международно признанных границах России[⇨], так и де-факто ей подконтрольных[⇨]. В этих городах как составная или единственная часть системы городского общественного транспорта есть или были ранее трамвай, конка, а также скоростной трамвай, являющийся и именуемый официально таковым в крайне небольшом ряде случаев (хотя планы его создания были и есть ещё в нескольких городах).

Строки трамвайных систем, существующих и работающих до сих пор, выделены в таблице цветом  . Названия городов с закрытыми трамвайными системами выделены также курсивом, систем скоростного трамвая — жирным.

Установление того, в каких городах есть или были трамваи, требует некоторого произвольного, субъективного суждения, особенно применительно к случаям ведомственного, в т. ч. служебного, трамвая и лёгких и прочих немагистральных железных дорог, в том числе узкоколейных.

Некоторые городские трамвайные систем имели или имеют линии или группы линий, географически отделённые от «основных» систем. Известные примеры, существовавшие или существующие на постоянной основе (то есть за вычетом складывавшихся в годы формирования или сворачивания и закрытия сетей), включены в таблицу (например, Волгоград, Россия).

Известные «пригородные» продолжения городских трамвайных сетей включены в таблицу. Линии «сельского» или «междугороднего» характера в основном в таблицу не включены.

Многие пригородные, сельские и междугородные предприятия трамваев и лёгких железных дорог обслуживали местные, внутригородские маршруты в пределах городов, расположенных на их линиях. Известные примеры включены в таблицу.