Список инцидентов с участием иностранной авиации над СССР (1946—1991)


Во время холодной войны самолёты иностранных государств неоднократно совершали разведывательные полёты над территорией СССР и местами дислокации советских войск за рубежом. При этом несколько самолётов были сбиты советской системой ПВО. Имели место и случаи непреднамеренного вторжения в воздушное пространство СССР, что иногда также имело трагические последствия. Некоторые из указанных инцидентов были преданы огласке сразу же по итогам случившегося (разумеется, трактовка их в советских и американских СМИ отличалась весьма существенно), некоторые были рассекречены советской стороной только после распада СССР по запросу Комитета сената США по делам военнопленных под председательством Джона Керри[1].

Пояснения к хронологическому списку:  — нарушитель сбит(ы),  — нарушитель был принуждён совершить посадку,  — нарушитель скрылся, либо был подобран дружественными поисково-спасательными службами на сопредельной территории или в нейтральных водах,  — воздушный бой в результате ошибки идентификации государственной принадлежности,  — данные отсутствуют.

зелёная ✓Y 1945 (вторая половина года) — самолёт, пилотируемый Джо Миллером, был сбит над Берлином (контролируемым в то время советскими войсками), пилот содержался в Карабашском исправительно-трудовом лагере как минимум до марта 1947 года, дальнейшая судьба неизвестна. Характер выполнявшегося им полётного задания также неизвестен[1].

(зелёная ✓Y 8 апреля 1950 — самолёт-бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир» (рег. номер 59645, 26-я патрульная эскадрилья ВМС США) сбит советскими истребителями Ла-11 (пилоты — Борис Докин, Анатолий Герасимов, Тезаев и Сатаев) над Балтийским морем в районе Лиепаи. Самолёт совершил вылет с авиабазы Висбаден, ФРГ. По утверждению советских лётчиков, нарушитель вёл по ним огонь и был сбит непосредственно над Латвийской ССР, упав в море. 18 августа 1950 года США заявили, что был сбит частный самолёт[2]. Экипаж из 10 человек погиб[3].