Список йолов Российского императорского флота


В список включены все парусные йолы, небольшие парусно-гребные суда, состоявшие на вооружении Российского императорского флота и предназначавшиеся для действий на реках, в шхерах и лиманах[1].

Йолы были изобретены в Швеции судостроителем Фредериком Чапманом. В Российском императорском флоте суда данного типа впервые появились после русско-шведской войны 1788—1790 годов и строились по образцу трофейных шведских йолов, захваченных в Выборгском сражении. C конца XVIII века и до середины XIX века йолы вместе с канонерскими лодками были основным типом судов, входивших в состав русского гребного флота. Российские йолы имели 1 или 2 мачты и от 4 до 8 банок. Вооружение судов обычно состояло из одного орудия крупного калибра, за что они иногда именовались малыми канонерскими лодками, также могли быть установлены несколько фальконетов. В 20—30-х годах XIX века на йолах, входящих в состав Черноморского флота устанавливалось по 2 орудия крупного калибра[1][2][3].

Список судов разбит на разделы по флотам и флотилиям, внутри разделов суда представлены в порядке очерёдности включения их в состав флота, в рамках одного года — по алфавиту, для однотипных йолов, приведённых по количеству и одному году постройки — по времени вывода их из состава флота. Ссылки на источники информации для каждой строки таблиц списка и комментариев, приведённых к соответствующим строкам, сгруппированы и располагаются в столбце Примечания.

Сортировка может проводиться по любому из выбранных столбцов таблиц, кроме столбцов История службы и Примечания.

В разделе приведены все йолы, входившие в состав Черноморского флота России. Использовались в основном в составе дунайской гребной флотилии.

В разделе приведены все йолы, входившие в состав Беломорской флотилии России. Сведений о вооружении и конструкции беломорских йолов, а также о корабельных мастерах, построивших эти суда, не сохранилось.