Йол


Йол (иол, ял, уменьш. я́лик, через англ. уаwl[3], от нидерл. jol[3] [jɔ:l][3]) — тип косого вооружения двухмачтового судна, у которого бизань-мачту располагают в корму от головки руля[4][5]. Характерен для маломерных спортивных судов 1950—1970-х годов.

Современное определение иола возникло после Второй мировой войны. До этого термин применяли к локальному типу парусных судов, строившихся на Северном море, и не имел отношения к парусному вооружению. Соответственно, его название не всегда одинаково.

Тип иола зародился в Голландии. Первоначально это был прибрежный бот, приспособленный, в основном, для рыболовства. Причём это был вёсельный бот, парус был вспомогательным, и ставили на временной съёмной мачте. В случаях, когда мачт было 2, бизань устанавливали как можно дальше в корму, чтобы освободить место в иоле для работы с рыболовной снастью. Со временем иол стали использовать и в военных целях, особенно у побережья, где ценили его малую осадку. Типичный иол XVIII века имел размерения: длина — 15 м; ширина — 4 м; осадка — 2 м.

В Российской империи этот тип появился в 1700-е годы, завезённый Петром I. Но вскоре за ним закрепилось название «ял». Со временем под «ялом» стали понимать, в основном, гребное судно, под «иолом», в основном, — парусное. Также в Российском императорском флоте использовали канонерские йолы, строившиеся по образцу трофейных шведских йолов и вместе с канонерскими лодками до середины XIX века составлявшие основу русского гребного флота[6][7][8].

Механизация рыболовства и коммерческого флота вообще отодвинула иол в прогулочно-спортивные суда. Особенно он получил развитие в 1950-е годы. Его характерной чертой является малая бизань, установленная далеко в корму, часто прямо на транце. При этом основную тягу обеспечивает грот, а бизань больше придаёт манёвренность при поворотах и позволяет тонкую настройку на постоянных курсах. Типичный иол тех времен имеет бермудское вооружение и длинные носовой и кормовой свесы, что даёт ему возможность ходить острыми курсами.

Иол стал популярен у яхтсменов за способность балансировать центр парусности относительно центра бокового сопротивления. Настроенная таким образом яхта способна держать курс без помощи руля. Иол предпочитали такие знаменитые яхтсмены-одиночки, как Джошуа Слокам и Фрэнсис Чичестер.