Ял


Ял (уменьш. я́лик, через англ. уаwl[1], от нидерл. jol[1] [jɔ:l][1]) — лёгкая парусная лодка (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами[2].

На судах используют для связи с берегом, работ у борта (заводка швартовых, верпов), перевозки лёгких грузов или людей. Также пользуется популярностью в спортивно-туристических целях[3].

Мачта на 6-вёсельном яле — одна, называют «фок-мачтой» и служит опорой для парусов. Изготовляют из сосны или ели (клееной), длиной 5,5 м.

«Ял» и «йол» — слова одного корня, и между этими судами много общего. Первоначально использовали в Российской империи как синонимы. В XIX веке под «ялом» стали понимать, в основном, гребное судно, под «иолом», в основном, — парусное. В частности, ялики использовали для сообщения Петербурга с Кронштадтом[4].

Ял-6 (или 6-вёсельный ял) — мореходная шлюпка с рейково-разрезным парусным вооружением. Обычно изготавливают из дерева, в последнее время — чаще из пластика, приводимое в движение вёслами, парусами или подвесным мотором. Имеет следующие параметры: длина — 6,11 м, ширина — 1,85 м, высота от киля до планширя (по миделю) — 0,91 м, масса 600—650 кг (деревянные), 450—500 кг (пластиковые)[5].