Швертбот


Швертбот (нем. Schwertboot — «лодка с мечом», англ. dinghy) — тип конструкции парусной яхты, характеризующийся наличием шверта и отсутствием балластного фальшкиля. Шверт представляет собой большую заглублённую плоскость, нередко убирающуюся, и предназначен для увеличения бокового сопротивления судна и повышения его остойчивости. Используют в первую очередь на скоростных или малоразмерных судах, когда невозможно использование киля.

В русской морской традиции термин произносят «швербот».[источник не указан 4677 дней]

Также традиционно не называют «швертботами» многокорпусные суда, хотя по формальным признакам они ими являются.

Так как швертбот не имеет балластного фальшкиля, то его остойчивость (способность противостоять опрокидыванию) обеспечивают большей, чем у килевых яхт шириной корпуса (остойчивость формы), внутренним балластом и открениванием. Внутренний балласт используют нечасто, больше как вспомогательную меру, так как без фальшкиля его нельзя расположить достаточно низко. В случаях, когда необходимо совместить малую осадку швертбота и остойчивость килевой яхты используют конструкцию «компромисс» с небольшим фальшкилем, из которого выдвигают шверт.

В большинстве случаев для обеспечения остойчивости швертбота приходится прибегать к открениванию. Откренивание заключается в размещении членов экипажа швертбота на наветренном борту. При перемене галса экипаж пересаживается на другой борт.

Так как швертботы в основном являются лёгкими судами, вес экипажа составляет значительную долю в их водоизмещении, поэтому откренивание является очень эффективной мерой против опрокидывания. В равных погодных условиях правильно открениваемый швертбот может иметь меньший крен, чем килевая яхта бо́льших размеров. Однако к открениванию прибегают в том числе и на крупных спортивных яхтах. Более того, на них, кроме перемещения экипажа, с борта на борт переносят тяжёлые элементы снаряжения.