Спор об опресноках


Спор об опресноках — полемика, которая возникла между греческими и латинскими богословами в 1053 году, о том, какой хлеб — пресный или квасной, — нужно использовать в таинстве евхаристии.

В ходе спора православные презрительно называли католиков «азимитами» (греч. ἀζυμίται) — «опресночниками», католики презрительно называли православных «прозимитами».

До середины XI века вопрос о евхаристическом хлебе латинскими и греческими богословами не обсуждался. К этому времени сформировались две традиции: в латинском обряде использовали в таинстве Евхаристии бездрожжевой хлеб — опресноки, в греческом обряде литургию совершали на дрожжевом хлебе. Не существует абсолютно никаких исторических источников о том, когда эти две традиции стали общепринятыми в каждом из вышеназванных обрядов. О составе евхаристического хлеба исторические сведения очень скудные. Епифаний Кипрский в «Панарионе» сообщает о том, что эбиониты служили на опресноках[1][2]. В Patrologia Graeca помещены два сочинения против опресноков, одно из них подписано именем Афанасия Великого, другое подписано именем Иоанна Дамаскина; оба они spuria — подложные. Армянская апостольская церковь с VII века служит литургию только на опресноках. В 862—863 годах в Ширакаване был церковный собор, где решался вопрос о соединении греческой и армянских церквей. Патриарх Фотий прислал к католикосу армянскому Захарии послание с анафематизмами, которые предлагал подписать; в его послании опресноки не упоминаются вообще[3][4]. Патриарх Фотий написал в 867 году Окружное послание против латинских заблуждений; в его послании опресноки не упоминаются[5].