Сражение у Даунса


Сражение у Даунса (нид. Zeeslag bij Duins) — морское сражение у рейда Даунс (Великобритания), состоявшееся 21 (31) октября 1639 года во время Восьмидесятилетней войны. Во время боя голландская эскадра адмирала Мартена Тромпа разгромила испанскую эскадру адмирала Антонио де Окендо.

Вступление Франции в Тридцатилетнюю войну в 1635 году перекрыло сухопутную «Испанскую дорогу», по которой испанцы доставляли боеприпасы и солдат во Фландрию. Для поддержки армии во Фландрии кардинал-инфант Фердинанд Австрийский начал использовать морской путь через Дюнкерк — последний контролируемый испанцами порт на побережье Северного моря. Испанский флот под командованием адмирала Лопе де Осеза-и-Кордоба сумел сопроводить грузы в Дюнкерк в 1636—1637 годах, не попавшись на глаза голландским эскадрам. В 1638 году французы вторглись в Испанию и осадили Фуэнтаррабию. Лопе де Осез поспешил на выручку, но его флот был уничтожен французским флотом Анри де Сурди вблизи Гетарии. Поскольку остальная часть испанского флота находилась в Средиземном море и Бразилии, провести конвои в Дюнкерк в том году не удалось.

Весной 1639 года граф-герцог Оливарес начал постройку нового флота в Ла-Корунье для проведения новых конвоев в Северном море. 29 боевых кораблей были собраны в четыре эскадры, к которым в ближайшее время присоединились ещё 22 корабля из Средиземного моря. Двенадцать английских транспортных судов прибыли по условиям контракта под флагом английского нейтралитета. Лопе де Осезу предложили общее командование флотом, но он отказался. В результате командование перешло к Антонио де Окендо, командиру Средиземноморского флота. Окендо использовал свою обычную тактику — построение судов в форме полумесяца. Флагман был помещён на правом фланге, а не в центре, поскольку ожидалось, что голландцы сосредоточат всю огневую мощь по центру испанского формирования. Также более мелкие корабли должны были оказаться под защитой более крупных. Авангард должен был состоять из семи судов «эскадры Дюнкерка» под командованием Мигеля де Орна — он имел богатый опыт навигации в Ла-Манше.