Срединный путь


Срединный путь (санскр. IAST: madhyamā pratipada; пали IAST: majjhimā-paṭipadā; тиб. དབུ་མའི་ལམ། Umaylam; кит. 中道, пиньинь zhōngdào, палл. чжун дао; яп. 中道 тюдо) — восьмеричный путь, указанный Буддой и ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары с помощью аспектов мудрости, нравственности и духовной дисциплины. В более концептуальной форме

срединный путь — это буддийское понятие, заключающееся в стремлении воздерживаться от категоричных противоположных утверждений и в попытке найти «срединное решение» всех вопросов, которое принесёт наиболее благоприятные для буддиста результаты. Наиболее известным примером проявления срединного пути является поиск середины между страстями и наслаждениями с одной стороны и стремлением причинить себе вред и страдание с другой[1][2].

Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между аскетизмом и наслаждениями, не впадая в крайности[3]. В начальный период духовных поисков Будда следовал аскетической практике в её крайней форме, но затем признал ошибочность данного подхода, указав на необходимость поддержания здоровья тела с помощью регулярного принятия пищи и воды[4].

Тем не менее Будда не полностью отвергал аскетические практики, указывая, что решение о том, допускается ли применять подобные практики или нет, должно приниматься в зависимости от того, каким образом они воздействуют на сознание человека. Если омрачения частично исчезают, а состояние сознания становится более благоприятным (например, менее сонливым и более бодрым[5]), то подобные практики «должны применяться», отмечал Будда. Это связано с тем, что главной задачей срединного пути является уничтожение омрачений. Поэтому срединный путь также не является указанием на «умеренность в желаниях» в виде поиска баланса между религиозной и обычной жизнью. В учении Будды подобные желания также связаны с омрачениями[4].

Проявлением срединного пути также могут служить безответные вопросы, на которые Будда отказывался отвечать, и теория взаимозависимого возникновения в контексте перерождений. В последнем случае указывалось, что нет какой-либо неизменной души с одной стороны, но также ошибочна точка зрения и о том, что не существует какого-либо бытия после смерти с другой[6]. Существовали и другие взгляды (диттхи), на ошибочность которых указывал Будда с помощью срединного пути[4].

Срединный путь не является предопределённым и догматическим, а поиск срединного пути не является лёгким и происходит у последователя со значительными усилиями. Часто внешние условия могут меняться, поэтому буддисту необходимо искать новый центр тяжести в каждой новой ситуации. Буддолог В. Г. Лысенко сравнивает подобный поиск с напряжённой попыткой пересечь минное поле, где предыдущий шаг не гарантирует правильность последующего[7][4].