Среднеазиатская железная дорога


Среднеазиатская железная дорога[1] — историческое наименование совокупности железных дорог в Российской империи, а затем в СССР, пролегавших по территории Туркменской, Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР[2].

Среднеазиатская железная дорога (казённая)[1] была образована 1 мая 1899 года путём соединения Закаспийской железной дороги[3] (завершённой в 1888 году) и строящейся Самарканд-Андижанской железной дороги (с ветвями на Ташкент и Маргелан), переименованной 5 ноября 1898 года в Среднеазиатскую железную дорогу и открытой для движения с 1 июня 1899 года. С 1 марта 1901 года открыта железнодорожная линия Мерв — Кушка. Общее протяжение Среднеазиатской железной дороги по состоянию на 1 января 1905 года составляло 2382 вёрст, в том числе: главная линия Красноводск — Ташкент — 1749 вёрст, Черняево — Андижан — 306 вёрст, Мерв — Кушка — 295 вёрст, Каган — Бухара — 11 вёрст, Горчаково — Маргелан — 8 вёрст, линий общего пользования — 12 вёрст. При Среднеазиатской железной дороге действовала, с конца 1890-х годов до 1908 года, Офицерская железнодорожная школа.

История развития железных дорог на территории Средней Азии берёт начало с 1874 года, когда специальная комиссия признала необходимой постройку железнодорожной линии Оренбург — Ташкент. Однако позже, исходя из стратегических интересов, решение было изменено: первая стальная магистраль должна была соединить Ташкент с восточным побережьем Каспийского моря — для обеспечения плотной связи Туркестанского и Кавказского регионов.

Строительство Закаспийской военной железной дороги было начато в ноябре 1880 года. Через пять лет, строители достигли Асхабада, в 1886 году — Чарджоу. В мае 1888 года, когда был возведён деревянный мост через Амударью, открылось движение до Самарканда. В 1899 году от станции Урсатьевская (ныне Хаваст) дорога достигла Ташкента, одновременно оттуда же был проведён и участок в Ферганскую долину. Железнодорожно-морская паромная переправа Красноводск — Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азербайджанской ж.д.. С 1 января 1899 года Закаспийская военная железная дорога передана в ведение Министерства путей сообщения[4].

5 ноября 1898 года был Высочайше утвержден всеподданнейший доклад министра путей сообщения «О присвоении Самарканд-Андижанской железной дороге с ветвями на Ташкент и Ново-Маргилан наименования Среднеазиатская железная дорога»[5]. 1 мая 1899 года строящаяся Среднеазиатская железная дорога (бывшая Самарканд-Андижанская) была передана для постоянной эксплуатации Управлению Закаспийской железной дороги с присвоением объединенной дороге названия Среднеазиатская. Государственная комиссия по осмотру и приемке дороги под председательством инженера К. Э. Кетрица разрешила открыть на Самарканд-Андижанском участке правильное движение с 1 июня 1899 года[6].