Стамбха


Ста́мбха (санскр. स्तम्भ, IAST: stambha, «колонна») или ска́мбха — в индийской мифологии колоссальная «колонна», связывающая небеса (сварга) и землю (притхиви). Помимо этого стамбха — элемент традиционной индийской архитектуры в виде монументального каменного столба, увенчанного лотосовидной капителью[1].

В Атхарва-веде и других источниках стамбха иногда представлена как опора, на которой покоится всё сущее[2]. Во время жертвоприношения раджасуя царь, прежде чем быть помазанным, должен был встать и протянуть руки вверх. Этим он символизировал космическую колонну, нижней опорой которой был трон, а верхней границей само небо. Возможно причиной возникновения этого понятия послужили менгиры[3].

Термин стамбха был заимствован из праарийского в прибалтийско-финский праязык, став названием волшебного артефакта Сампо (фин. Sampo) в карело-финском эпосе[4]

В индийской архитектуре стамбха — это колонна, капитель которой украшают разные скульптурные изображения. Индийский трактат по архитектуре «Манасара» содержит описание различных стамбх, имевших и различное предназначение. Основные типы были таковы:

Необходимо отметить, что сперва эти пять названий касались количества сторон самих колонн, но позднее их стали применять, основываясь на сторонах капители[6]. Сверху донизу эти колонны должны быть единообразны.

Стамбхи могли возводиться в честь богов — Вишну, Шивы, Лакшми, Гаруды и других; различали также мемориальные и пограничные стамбхи. Приверженцы джайнизма сооружали дипа-стамбхи (колонны с источником света наверху) и мана-стамбхи (большие и высокие колонны)[7]. Вишнуитские стамбхи украшали изображениями Гаруды и Ханумана. Шиваитские дхваджа-стамбхи представляли собой колонны с флагом наверху, наподобие флагштока. Шиваиты часто помещали на колонны изображения фаллоса (лингама). Одними из самых больших стамбх являются воздвигнутые Ашокой колонны, которые были вдобавок покрыты многочисленными эдиктами этого царя.