Старинная концертная форма


Старинная концертная форма (концертная форма, форма старинного концерта)музыкальная форма, основанная на чередовании ритурнеля[1] (главной темы), транспонируемого при повторных проведениях, и промежуточных построений, называемых интермедиями[2], основанных на новом интонационном материале или на разработке материала главной темы.

Старинная концертная форма — наиболее развитая из всех неполифонических форм эпохи барокко. От рондо эта форма принципиально отличается огромным динамизмом и большим масштабом изменений, которым подвергается первая тема. По этим качествам старинная концертная форма достигает уровня сонатной формы классической эпохи, а иногда и превосходит её ранние образцы.

Старинная концертная форма применяется в первых частях и часто в финалах всех концертов эпохи барокко (для оркестра, солиста с оркестром, сольных), быстрых частях сонат. В оркестровом варианте встречается как вступительная часть кантаты (например, в кантатах И. С. Баха BWV 146 и BWV 142). В медленных частях применяется редко (Бранденбургский концерт № 5 D-dur И. С. Баха, 2-я часть).

Ю. Н. Холопов выделял 3 типа старинной концертной формы: альтернативный, разработочный и тип da capo. При альтернативном типе на протяжении всего произведения и в ритурнелях, и в эпизодах выдерживается их индивидуальный тематизм (И. С. Бах. Концерт для 2-х скрипок, 1-я ч.). Разработочный тип предполагает построение эпизодов в виде разработки главной темы (И. С. Бах. Клавирный концерт d-moll, 1-я ч.). Тип da capo содержит повторение в конце формы целой группы ритурнелей и эпизодов из начала формы (1-я ч. Бранденбургского концерта № 4 и 1-я часть скрипичного концерта E-dur И. С. Баха).

Первое проведение ритурнеля устойчиво и замкнуто каденцией. В оркестровой музыке (и в концертах с оркестром) противопоставляется проведение ритурнеля tutti и интермедий — solo (иногда в процессе развития эти грани стираются). Форма ритурнеля может быть разнообразной: часто это период типа развертывания, но встречаются формы от большого предложения до трехчастной формы, иногда канон, фугато или даже фугетта. Разнообразны и масштабы ритурнеля: от 4-6 тактов до нескольких десятков тактов.

При последующих проведениях (кроме заключительного) ритурнель звучит в других тональностях, во множестве случаев проводится в сокращенном виде.