Старообрядчество на Алтае


Старообря́дчество — ортодоксально ориентированная часть русского православия, не согласившаяся с политико-церковными реформами царя Алексея Михайловича и патриарха Никона в середине XVII века, а также последующих реформаторов. Составило широкое народное движение. Соблюдая и сохраняя древнерусские дореформенные православные чины и обряды, старообрядцы были вынуждены выживать как на старых, так и на новых территориях, куда пришлось бежать вследствие жестоких гонений. На Алтае религиозно-подвижнические общины старообрядцев, которых привлекали богатые необжитые места и легенда о стране под названием Беловодье, стали не только важнейшим фактором интенсивного освоения Сибири, но и оказали большое влияние на формирование духовной культуры края.

Протопопы Даниил, Иван Неронов и Аввакум Петров, не согласные с нарушением православной русской традиции и реформой, проведённой в 1653 году церковью в лице патриарха Московского Никона (при поддержке царя Алексея Михайловича), были высланы из Москвы. Протопоп Аввакум, проведший более 10 лет в сибирской ссылке, стал духовным наставником многих старообрядцев в Западной Сибири. Старообрядцы белокриницкого согласия на Алтае почитают его как священномученика и сохраняют память о нём до настоящего времени[1].

Законодательно действия, направленные против реформы и приверженность старым православным обрядам, были закреплены в одной из статей свода законов Русского царства — Соборном Уложении 1649 года. Люди, соблюдавшие и сохранявшие старое русское православие, были вынуждены уезжать из тех мест, где их могли преследовать по закону, предусматривающему смертную казнь. Они селились, как правило, в глухих местах, куда закон в лице представителей власти не мог дотянуться. В глухие места Алтая, на берега рек Бии и Катуни, стали приезжать старообрядцы, как добровольно, так и по принуждению. В «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири» автор пишет: