Старый тоннель под Эльбой


Старый тоннель под Эльбой в Гамбурге, Федеративная республика Германия — один из самых старых подводных тоннелей Европы, памятник инженерной мысли начала XX века, функционирующий до настоящего времени.

В конце XIX века Гамбургский грузовой порт St. Pauli, располагавшийся на правом берегу Эльбы, перестал справляться с объёмом перегружаемых грузов, и его начали расширять за счёт территорий, находящихся на противоположной стороне реки — в районе Штайнвердер. К 1895 году в новой части порта работало уже 20 тысяч докеров, которым было необходимо каждое утро попадать на работу и каждый вечер возвращаться домой. Паромы, курсирующие поперёк русла реки, стали серьёзной помехой для движения грузовых судов и пассажирских лайнеров, приходящих в порт Гамбурга. Проблемой являлась также зависимость паромного сообщения от погоды (например, во время ледохода часть паромов не могли выходить на реку). В то же самое время для того, чтобы попасть к новым территориям порта по суше, через единственный мост, требовалось проделать путь около 12 километров.

Отсутствие удобного пути к рабочим площадкам вызывало серьёзную социальную напряжённость. Существующие паромы всё хуже и хуже справлялись с постоянно увеличивающимся пассажиропотоком. Мало того, что портовым рабочим приходилось по нескольку часов ждать своей очереди на паром, при переправе они не были защищены от солнца и осадков. Произошло несколько несчастных случаев, связанных со столкновениями паромов и морских судов. Всё это стало одной из основных причин забастовки докеров 1896 года.

Было рассмотрено множество способов решения проблемы. Мост, позволяющий проходить океанским судам, должен был бы иметь высоту 55 метров. Помимо того, что столь высокий мост имел бы колоссальную стоимость, он потребовал бы длинных пандусов, которые в условиях плотной застройки центра Гамбурга было бы просто негде разместить. Поворотный мост занимал бы много места и мешал судоходству по Эльбе. Изучался также вариант канатной дороги, но в 1901 году гамбургский Сенат принял решение о строительстве тоннеля под руслом реки по примеру туннеля под рекой Клайд в Глазго. Было выбрано одно из самых узких мест Эльбы — протяжённость туннеля составила 426,5 метров.

В 1907 году началось строительство тоннеля по проекту инженера Людвига Вендемута. Руководство строительством осуществлял Отто Штокхаузен. Проходческий щит представлял собой отрезок трубы диаметром 6 метров, равным внешнему диаметру тоннеля. Щит подавался вперёд с помощью домкратов, грунт извлекался наружу, стены тоннеля позади щита сразу же бетонировали. Для того, чтобы в штольню не проникала вода, в ней постоянно поддерживалось повышенное давление воздуха. По этой причине ряд рабочих были подвержены кессонной болезни, трое из них погибли, несколько сотен серьёзно пострадали.