Канатная дорога


Кана́тная доро́га — вид внеуличного транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли[1][2].

В узком смысле названия «канатные дороги» под ними понимаются трассы внеуличного или даже внегородского транспорта, протянутые в воздухе («подвесные канатные дороги»), тогда как в более широком смысле к канатным дорогам относятся и другие транспортные системы на тросовой тяге. Последние могут быть внутригородскими — как внеуличными (см. Фуникулёр), так и уличными (см. Канатный трамвай и пример его реализации — Канатный трамвай в Сан-Франциско). Приводимые ниже сведения относятся, главным образом, к канатным дорогам в узком смысле, то есть надземным (подвесным).

Провозная способность пассажирской канатной дороги может достигать 2000 человек в час, грузовой канатной дороги — до 10000 тонн в час.

Перемещение транспортных единиц (гондол, кресел, вагонеток) с пассажирами или иным полезным грузом осуществляется посредством движения троса, к которому эти транспортные единицы прикрепляются. Трос приводится в движение стационарным двигателем, расположенным на главной станции, что роднит канатную дорогу с другими видами кабельного транспорта, например, с фуникулёром и канатным трамваем, где вагоны движутся по рельсам будучи прикреплёнными к движущемуся тросу. Системы подвесных канатных дорог, где используются самоходные моторные гондолы, движущиеся по неподвижным тросам (подобно подвесным монорельсам), крайне редки (один из примеров — Йозефсбергская канатная дорога  (нем.) в итальянском Лагундо, существовавшая в 80-90-е годы).

В канатных дорогах используется один и несколько тросов, которые бывают поддерживающими (неподвижными) и тяговыми (движущимися). В монотросовых системах используется только тяговый трос. В системах с двумя и более тросами, как правило, один является тяговым, а остальные являются поддерживающими.

Подъём/уклон канатной дороги может доходить до 50°. В канатных дорогах, где используются самоходные моторные гондолы, он существенно меньше.