Степенная книга


«Степенна́я кни́га» — один из крупнейших памятников русской исторической литературы XVI века, повествующий о русской истории с древнейших времён до 1560-х гг. Она вобрала в себя значительное число произведений древнерусской книжности, иногда частично, а иногда даже полностью. Также она содержит ряд уникальных известий, достоверность которых не выяснена.

Писалась она по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария, вероятно, для царя Ивана IV Васильевича Грозного. Составитель Степенной книги – протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Андрей (будущий митрополит Афанасий)[1].

«Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории. Её замыслом было представление фундаментальной картины истории Российского государства как воплощения царства Божьего на земле в виде лестницы, ступенями («степенями») которой являлись бы подвиги русских князей-правителей, а высшей её точкой – правление первого богоизбранного царя Ивана IV Васильевича[2]. Книга разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича до Ивана IV (включительно). В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья. Эта 'августовская легенда' основана на Сказании о князьях Владимирских. Книга впервые после долгой паузы включает интерпретацию истории иконы Божьей Матери, включая ее пребывание в Вышгороде, откуда ее без согласия отца забрал во Владимир Андрей Боголюбский. Историк Ярослав Пеленский видит в Степенной книге развитие притязаний Москвы на наследие Киевской Руси, от которого отказался Боголюбский[3].

Второй комплекс идей «Степенной книги» посвящён союзу светской и духовной власти. Описания русских князей и правителей носят житийный характер (славословие их «святых подвигов» и «истинного благочестия»). В каждую грань включено и жизнеописание «святейших» из русских митрополитов. «Степенная книга» была в XVII веке одним из наиболее популярных исторических произведений. Сюжеты, помещённые в ней, ранее были отражены в монументальной настенной живописи XVI—XVII веков (роспись 1564—1565 московского Архангельского собора и др.).

Наиболее ранние сохранившиеся списки «Степенной книги» — середина XVII века. Древнейшими списками Степенной книги считаются Томский, Чудовский, и также Волковский список.

В XVIII веке Степенная часто привлекалась исследователями, однако наибольший интерес представляло содержание, а не особенности памятника как исторического источника. В. Н. Татищев предположил, что «Степенная книга» была написана в конце XIV — в начале XV века митрополитом Киприаном. Это предположение повторялось впоследствии историками XVIII века, однако оставалось без аргументации.