Стерео-70


Сте́рео-70кинематографическая система, разработанная в СССР и предназначенная для съёмки стереоскопических кинофильмов 3D. Формат основан на широкоформатной системе НИКФИ, также известной как Sovscope-70. Для съёмки негатива и изготовления прокатных совмещённых фильмокопий используется одна киноплёнка шириной 70-мм, такая же, как для съёмки и печати «плоских» широкоформатных фильмов 2D.

Вместо одного кадрика с широкоэкранным соотношением сторон кадра 2,2:1 на тот же участок киноплёнки двумя объективами снимается стереопара из двух кадриков с классическим соотношением сторон 1,37:1. В 1990 году Американской Академией киноискусств система «Стерео-70» удостоена награды «За технические достижения»[1].

Разработка системы велась в НИКФИ совместно с киностудией «Мосфильм» под руководством А. Болтянского и завершилась в 1965 году[2]. Формат «Стерео-70» является производственным и прокатным одновременно, потому что с негатива возможна контактная печать фильмокопии. Съёмка и проекция стереопары производятся сферическими (аксиально-симметричными) объективами без анаморфирования с частотой 24 кадра в секунду. Межцентровое расстояние стереопары составляет 26,4 мм[3][4] при размерах на негативе каждого кадра стереопары 18,2×25 мм[2][4] по ГОСТ 25704—83[5][6]. На позитиве размер кадров стереопары несколько меньше — 16,7×23 мм[2][4]. Соотношение сторон кадров стереопары совпадает с классическим, позволяя печатать «плоские» фильмокопии обычного формата без потери частей изображения. Для этого на специальном кинокопировальном аппарате производится выкопировка только левой или только правой части стереопары. С негатива «Стерео-70» для кинозалов малой вместимости оптическим способом печатались фильмокопии на 35-мм киноплёнке[7] с таким же расположением анаморфированных стереопар[8] в пределах стандартного шага кадра в 4 перфорации. Такой формат фильмокопии в СССР назывался «Стерео-35А»[* 1] и был только прокатным, поскольку киносъёмочных аппаратов с таким форматом негатива не существовало. В конце 1960-х годов в НИКФИ велись разработки системы стереокинематографа, основанной на использовании двух широкоформатных плёнок, однако дальнейшего развития эта технология не получила[9].