Структуралистский марксизм


Структуралистский марксизм (англ. Structural Marxism) — философское течение в марксизме, основывающееся на идеях и концепциях структурализма.

Зародилось и получило широкое распространение во Франции в 1960-х1970-х годах, после чего распространилось и за её пределами. Основными представителями данного направления в марксизме были философ Луи Альтюссер, социолог Никос Пуланзас и антрополог Морис Годелье. Многие из студентов Луи Альтюссера (Э. Балибар, Ж. Рансьер, Д. Лекур, П. Реймон), придерживавшиеся структуралистского марксизма, позднее отошли от него. Современным представителем структуралистского марксизма является словенский социолог Растко Мочник.

Выступая против гуманистического марксизма, Альтюссер подчеркнул, что задача марксизма как науки — исследовать объективные структуры, и что возврат к марксистскому гуманизму, историцизму и феноменологизму, основы которых содержатся в ранних работах Маркса, является возвратом к «преднаучной гуманистической идеологии».

К середине 1970-х и на протяжении 1980-х годов теоретики марксизма разрабатывали соображения структуралистского марксизма о государстве, праве и преступности. Структуралистский марксизм оспаривает инструменталистскую точку зрения, согласно которой государство может быть рассмотрено как непосредственный слуга капиталистического или правящего класса. В то время как инструменталистская точка зрения заявляет, что государственные институции находятся под прямым контролем чиновников, выражающих интересы капиталистического класса, структуралистская теория убеждена, что государственные институции должны функционировать именно в таком виде, чтобы предоставлять гарантию для жизнеспособности капитализма в целом. Государственные институции должны действовать подобным образом, чтобы воспроизводить капиталистическое общество. В дебатах Милибанд-Пуланзаса, проведенных между инструменталистом Ральфом Милибандом и структуралистом Никосом Пуланзасом, полемика между марксистами структуралистского и инструменталистского направления приобрела общий характер.

Согласно структуралистам государство с капиталистическим способом производстваruen приобретает особую капиталистическую форму, не потому, что конкретные индивиды обладают мощью, а потому, что государство воспроизводит логику капиталистической структуры в экономических, правовых и политических институциях. Следовательно, с точки зрения структуралистской теории можно утверждать, что государственные институции действуют в долговременных интересах капитала и капитализма, но не в кратковременных интересах буржуазии. Поэтому структуралисты могли бы предположить, что государство с его институциями имеет несколько уровней независимости от конкретных элит правящего или капиталистического класса.